Столичные торговые сети нарастили количество круглосуточных магазинов

Столичные торговые сети увеличивают количество круглосуточных магазинов, стараясь угодить аудитории трудоголиков, не имеющих возможности отовариваться днем, и сов, которым нечем заняться по ночам.
М. Стулов

По данным Colliers International, наиболее востребованы в ночное время аптеки, супермаркеты и досуговые центры (кафе, рестораны, бильярд, кино). Переходят на круглосуточный режим стоматологии, салоны красоты и спортивные центры. К примеру, в столице работает 13 ночных фитнес-залов и пять бассейнов. Однако, отмечают эксперты, лишь 14% жителей делают регулярные покупки после полуночи, в 60% случаев это спонтанные решения.

Продажа знаний

В декабре 2011 г. книжный магазин «Москва» открыл круглосуточный филиал на ул. Воздвиженке. Флагманский магазин на Тверской был первым книжным, работающим допоздна: он закрывается в час ночи, вместе с метрополитеном. Благодаря удачному расположению на самой проходимой городской улице число посетителей по вечерам здесь не уступает дневному трафику. Общее количество посетителей магазина достигает 7000 человек в сутки.

Несмотря на то что филиал на Воздвиженке площадью 1500 кв. м почти в 2 раза превышает размеры магазина на Тверской и работает круглые сутки, достичь такой же посещаемости вряд ли удастся. Сейчас магазин обслуживает до 100 человек за ночь, в число которых входят студенты, сотрудники близлежащих театров и туристы.

«Тверская изначально с точки зрения пешеходного трафика более выгодный торговый коридор. Воздвиженка больше ориентирована на автомобильный поток, поэтому соизмеримыми эти улицы назвать нельзя. Конечно, покупатели в магазине будут, но не в таком количестве, как на Тверской», – отмечает Алексей Могила, директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty.

Ближайший ночной конкурент «Москвы» – книжный магазин «Республика» на Тверской-Ямской, 10, днем обслуживает до 2000 человек. Ночью количество клиентов уменьшается до 80 человек. «Ночная прибыль составляет примерно 15% от дневной», – рассказали в пресс-службе «Республики». Там отметили, что пока магазин не планирует переводить на круглосуточный режим другие отделения сети.

Неспящие в машине

Эксперты не считают решение открыть магазин в формате «24 часа» маркетинговым ходом. Делая этот шаг, ритейлер основывается исключительно на возможности дополнительного заработка.

«Когда мы считаем аудиторию людей, которые придут в магазин днем, мы берем число проживающих и работающих рядом. А в случае с круглосуточными магазинами целевая аудитория – весь город. Потому что, если мне понадобится книжка, детское питание или спортивная одежда в 2 часа ночи, я поеду через весь город», – говорит Татьяна Ключинская, региональный директор департамента торговой недвижимости Colliers International. К тому же, добавляет она, для автовладельцев это займет гораздо меньше времени, нежели дневное путешествие по пробкам.

На автомобилистов рассчитывают торговые сети, расположенные далеко за пределами центра города. Например, в круглосуточном режиме работают центры оптовой продажи Metro Cash & Carry на пр-те Мира, Ленинградском, Киевском и Новорязанском шоссе, а также строительные магазины Obi в Химках, Котельниках, на Калужском, Боровском и Варшавском шоссе. Большинство же гипермаркетов, расположенных в районе МКАД, предпочитают работать в штатном режиме, увеличивая часы работы только в период пиковых продаж: в пред- и постновогодние недели. Сети по продаже садовых инструментов открыты 24 часа с начала мая, когда начинается дачный сезон.

Самые проходимые ночные магазины располагаются в главных торговых коридорах Москвы: на Садовом кольце, Арбате и Тверской. «Если торговая точка находится в проходном месте, где и в 11 вечера, и днем есть спрос, то работать 24 часа в сутки выгодно, поскольку план продаж перевыполняется минимум на 30%», – говорит Юлия Дальнова, директор отдела торговой недвижимости Knight Frank.

Лыжи и телевизоры

Торговая сеть электроники «М.видео» имеет 11 круглосуточных магазинов в Москве и Санкт-Петербурге. Раньше точки работали по ночам и в регионах, однако в прошлом году их пришлось перевести на штатный режим работы из-за отсутствия спроса. Один магазин сети в среднем обслуживает 1500 человек в день, ночью число клиентов уменьшается в 3 раза. «Самый активный период – ночь с пятницы на субботу. Приезжают в основном за мелкой бытовой техникой и медиа (CD и DVD)», – рассказывает Антон Пантелеев из пресс-службы «М.видео».

Уменьшающийся поток клиентов магазины компенсируют сокращением численности ночных продавцов, а также отключением наиболее затратных источников электроэнергии. В особенности это касается магазинов бытовой техники, которым днем необходимо держать включенными витринные телевизоры и компьютеры. Неизменными остаются траты на аренду помещения и охрану, которая в любом случае присутствует в магазине ночью. «Фактически вместо одного магазина вы получаете два, но арендная плата – основная статья расходов продавца – остается неизменной», – подтверждает Дальнова. Расходы повышаются только на оплату персонала. За работу по ночам в соответствии с Трудовым кодексом сотрудники должны получать на 20% больше дневного заработка.

Группа компаний «Спортмастер» пока также не стремится открывать ночные магазины в регионах, ограничиваясь Москвой и Петербургом. География ночных магазинов в этих двух городах одинакова: они присутствуют в центре и на окраинах. «В Московском регионе три круглосуточных магазина: на Смоленской площади, в Мытищах и на Варшавском шоссе. В Петербурге два: на Московском проспекте и Пулковском шоссе – удобно для тех, кто возвращается с работы домой или едет на дачу», – рассказывает управляющий делами группы Сергей Агибалов.

Общее количество посетителей одного спортивного магазина составляет 120 000 человек в месяц, доля ночных клиентов не более 15% от числа дневных. После полуночи приезжают в основном за одеждой и небольшим спортивным инвентарем. «В мегаполисах клиентам, живущим и работающим в интенсивном режиме, необходимы круглосуточные магазины. Это экономит массу времени», – указывает Агибалов.

Сухой закон

Более активно под покровом ночи развиваются продуктовые сети. Так, к примеру, в настоящее время в столице открыто 50 круглосуточных «Перекрестков». По данным X5 Retail Group, которой принадлежит сеть, прибыль одного магазина ночью уменьшается на 90% в сравнении с дневной выручкой, тогда как затраты на ночное обслуживание торгового помещения снижаются только на 20%.

Несмотря на запрет на продажу алкоголя по ночам, количество клиентов, посещающих магазины с 23 часов до 6 утра, не уменьшилось, однако во многом возросло количество краж, в частности бутылок со спиртным. «Алкоголь, безусловно, является одной из самых больших статей дохода в общей корзине любого магазина. Поэтому очевидно, что с запретом на продажу крепкого спиртного прибыль магазинов сократилась. Потому что как бывает: люди выпили бутылку – не хватило, побежали, выпили еще – побежали. Теперь бегать некуда», – комментирует Ключинская.

Основное число полуночников приходит за продуктами с 23.00 до часу ночи, рассказывает Владимир Русанов из пресс-службы X5. «До 6 утра образуется окно, удобство которого в том, что продавцы имеют возможность спокойно выкладывать товар в торговом зале», – говорит он.

Эксперты единодушны в том, что, несмотря на то что многие товары и услуги нельзя получить в столице ночью, ситуация с круглосуточной торговлей намного лучше, чем Европе, где ночью негде даже толком поесть.

Европа ночью не торгует

Юлия Горлова, заместитель начальника отдела стратегического консалтинга компании Jones Lang LaSalle:

– В Европе почти нет круглосуточных торговых центров по двум причинам. Первая – это законодательное регулирование часов работы предприятий торговли, которое в некоторых странах предусматривает жесткий запрет на работу ночью и высокие налоги на круглосуточную работу в других. Вторая причина – высокие коэффициенты оплаты труда персонала в вечернее и ночное время, что жестко контролируется профсоюзами. В Англии и Франции допоздна открыты некоторые большие супермаркеты в самых проходных местах, которые могут позволить себе увеличенную оплату персонала, или совсем маленькие частные магазинчики, управляемые семьями эмигрантов, которые сами там же и работают.