Жители прилегающих к «Шереметьево» территорий рискуют оказаться на стройке

В спор вокруг строительства третьей взлетно-посадочной полосы в «Шереметьево» вмешался Роспотребнадзор. Как стало известно «Ведомостям», руководитель ведомства Геннадий Онищенко требует немедленного отселения жителей близлежащих населенных пунктов. Это поставит крест на строительстве полосы
Жители прилегающих к «Шереметьево» территорий рискуют оказаться на стройке/ А.Фомин/ PhotoXpress

Начинать строительство новой полосы в «Шереметьево» нельзя без предварительного отселения жителей c территории не только застройки, но и санитарно-защитной зоны (СЗЗ), написал Онищенко 4 сентября руководителю Росавиации Александру Нерадько (копия есть у «Ведомостей»). Такое же письмо получили министр транспорта Максим Соколов и губернаторМосковской области Сергей Шойгу, говорит человек, участвовавший в подготовке материалов к этому письму.

Раньше Роспотребнадзор участвовал в согласовании такого рода проектов. Но с июля 2011 г. лишен этих полномочий, указывает Онищенко в письме. Но ничто не мешает Роспотребнадзору защищать права потребителей в суде, отмечает главный юрист «Ренессанс кредита» Сергей Королев. Ведомство успешно борется с банками по вопросу взимания комиссий за выдачу и ведение потребительских кредитов и навязывание прочих услуг (см. врез).

СЗЗ новой полосы охватывает площадь вокруг нее на расстоянии 700-1300 м, говорится в материалах Центра экологических инициатив (разрабатывал проект СЗЗ). По проекту зоны, утвержденному ФГУН ФНЦГ им. Эрисмана Роспотребнадзора 16 октября 2010 г., в нее попадает около 20 населенных пунктов. В том числе и 23 многоэтажных дома.

Выполнение требований Онищенко приведет к фактической остановке строительства. Сейчас в бюджет (стройка идет за счет государства) заложено только 5 млрд руб. на отселение людей из зоны застройки, продолжает Олег Картышев, начальник отдела Центра экологической безопасности гражданской авиации (участвовал в обосновании проекта строительства). Расселение СЗЗ увеличит затраты до стоимости строительства самой полосы, говорит он. То есть примерно до 22,5 млрд руб.

«Шереметьево» пока не реагирует на инициативу Онищенко. Гендиректор аэропорта Михаил Василенко сказал «Ведомостям», что ему известно о существовании письма, но прямых указаний по нему от Росавиации не поступало.

Картышев указывает, что согласованный в 2010 г. с региональным управлением Роспотребнадзора план предусматривал поэтапное отселение жителей в 2011-2014 гг., по мере строительства полосы. К тому же пока территория зоны расчетная, ее точные границы предполагается установить после запуска полосы в эксплуатацию, говорит он. Реальная территория может оказаться на 40% меньше расчетной, прогнозирует Картышев. У Онищенко на этот счет другое мнение. Жилье не может располагаться на территории СЗЗ вне зависимости от ее типа — «предварительная (расчетная)» или «окончательная (установленная)», написал он Нерадько.

Проблема еще и в том, что даже после установления границ защитных зон в районе аэропорта территориальные отделения Роспотребнадзора продолжали разрешать строительство в этом периметре, отмечает Картышев. Например, положительное заключение было дано по проекту «Город набережных» (в районе р. Клязьмы) в округе Химки и Зеленограде. Тем временем, объект входит в санитарно защитную зону всего "Шереметьево", - говорит Картышев. "Проект планировки прошел процедуру публичных слушаний и все необходимые согласования", - парирует председатель комитета по строительству и архитектуре округа Химки Вячеслав Нырков. «Наш проект располагается в периметре зоны «Г», где строительство возможно с разрешения Росавиации, оно нами получено», - добавляет представитель компании Urban Group.

Житель «Дубровки» Олег Шишков говорит, что в вопросе отселения нужно исходить из здравого смысла. Например, часть поселка попадает в зону застройки и ее готовятся отселять уже сейчас. А оставшимся полутора сотням жителей предлагают «жить на стройке», так как это уже СЗЗ.

О необходимости строительства третьей взлетно-посадочной полосы в «Шереметьево» говорится более 10 лет. Это позволит увеличить пропускную способность аэропорта на треть. Но конкурс на выбор генподрядчика строительства был проведен лишь в начале этого года. А разрешение на работы его победителю — «Трансстрою» Росавиация выдала 28 августа. Проволочки были связаны с конфликтом с жителями, подпавшими под отселение. Строительство полосы должно быть закончено в июне 2015 г. Пока проект реализуется по графику, сообщил представитель «Трансстроя».

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (Смарт-версия).