Москва выберет подрядчика для Кожуховской линии

Московское правительство в марте подберет сразу нескольких подрядчиков для строительства новой линии метро от «Авиамоторной» до «Некрасовки»

В этом году столичные власти начнут строить одну линию метрополитена – Кожуховскую (от ст.м. «Авиамоторная» до «Некрасовки»), рассказал «Ведомостям» руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев. Среди строящихся сейчас она будет самой протяженной – 16,7 км – и включит восемь станций.

«Это самая большая ветка по программе развития Московского метрополитена. Восточное и юго-восточное направления метро очень перегружены», – говорит Бочкарев. Новая линия должна улучшить транспортную ситуацию в районах Лефортово, Нижегородский, Рязанский, Текстильщики, Кузьминки, Выхино-Жулебино, Косино-Ухтомский, Некрасовке и Люберцах.

Стоимость строительства Кожуховской линии Бочкарев оценивает «ориентировочно в 80 млрд руб.». В марте город собирается выбрать подрядчиков. Но если раньше участки для строительства целиком отдавались одному генподрядчику, строившему один отрезок метро за другим, то новую линию разобьют на отдельные участки и подрядчиков будут подбирать уже на строительство на каждом из них. «Одной компании организационно строить всю линию сложно – эффективнее разбить на участки, а синхронизацией объектов в части проектирования и строительных работ занимается городское ОАО «Мосинжпроект», – объясняет Бочкарев. Таким образом, должны сократиться сроки строительства, говорит он: всю Кожуховскую линию планируется сдать в эксплуатацию в декабре 2016 г.

Тоннелепроходческий щит работает со средней скоростью 250–300 м в месяц, объяснил «Ведомостям» топ-менеджер крупной метростроительной компании. Кроме того, требуется время на подготовку площадки и обустройство монтажных камер, чтобы запустить щит. Еще несколько месяцев занимает оформление соглашения с подрядчиком. Таким образом, если бы щит был запущен немедленно и работал с максимальной скоростью, 16,7 км можно было бы построить только к концу 2017 г. До конца 2016 г. один подрядчик не справится со строительством всей линии, резюмирует топ-менеджер.

Вряд ли среди подрядчиков появятся новые игроки, считает Бочкарев: все крупнейшие метростроители страны уже задействованы в работах. Это «Мосметрострой», «Казметрострой», «Ингеоком», «Трансинжстрой», «Бамтоннельстрой».

Целесообразнее поделить работы между двумя подрядчиками – разбивка на более мелкие лоты сильно повысит стоимость проекта, считает топ-менеджер крупной метростроительной компании. Например, только установка монтажной камеры обходится от 500 млн до 2 млрд руб. в зависимости от подготовленности площадки, отмечает он. Если приоритет города – сроки, то нужно выбирать нескольких подрядчиков, если же нужна экономия – одного, резюмирует он.

Московские власти пообещали, что к 2021 г. увеличат протяженность столичной подземки в 1,5 раза, построив дополнительно 150 км линий. В 2011 г. началось строительство восьми участков метро, в том числе и Третьего пересадочного контура. Общую стоимость всех строящихся сейчас объектов метрополитена чиновники ранее оценивали почти в 260 млрд руб.