Статья опубликована в № 3837 от 25.05.2015 под заголовком: Дом для еды

Москва намерена продать 11 сельхозрынков

Четыре из них столичное правительство пытается реализовать уже несколько лет
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Полноценных фермерских рынков в Москве на сегодняшний день единицы, зато почти в каждом супермаркете есть фермерские прилавки или отделы, а в интернете набирает популярность онлайн-торговля продукцией небольших частных хозяйств.

По данным департамента торговли и услуг, в столице функционирует 49 рынков. Городская программа (опубликована на портале московского правительства в марте прошлого года) по закрытию некапитальных объектов (их 18 из 49) до 1 января 2015 г. отложена на год – их оставят до 1 января 2016 г. Но уже в этом году, по заявлению руководителя департамента торговли и услуг Алексея Немерюка, три рынка из нестационарных переедут в основные сооружения. «Многие рынки в Москве уже реконструированы или находятся в стадии ремонта. Мы также продолжаем проводить региональные ярмарки», – говорит чиновник. Например, в марте после реконструкции открыли муниципальный сельскохозяйственный Москворецкий рынок на Болотниковской улице.

В этом году заработало 116 городских ярмарок выходного дня. «Половину мест на этих ярмарках отдадут фермерам-производителям, вторую – поставщикам и крупным хозяйствам, – говорит Марина Малахатько, директор по развитию бизнеса департамента торговых площадей JLL. – Что немаловажно, за аренду мест на таких ярмарках платить не надо». Продаются в основном овощи-фрукты, хлеб, кисломолочные продукты, соки, мясо, рыба, а также, мед, орехи, сухофрукты, сладости, чай, специи и т. д. Есть сезонные ярмарки, например ярмарка меда в «Коломенском» или на ВДНХ.

Городу – деревня

В собственности города находится 11 сельхозрынков (всего их около 40), и столичные власти в обозримом будущем намерены передать их в частные руки. Четыре – Велозаводский, Лефортовский, Даниловский и Кунцевский – пытаются продать на торгах уже несколько лет. Недавно ресторанная группа Ginza Project выкупила Даниловский рынок и намерена создать на его месте аналог мадридского Mercado San Miguel, рассказала Юлия Соколова, директор по сдаче в аренду торговых центров Knight Frank. «Помимо продуктов мы предлагаем посетителям разные услуги, чтобы они больше времени проводили на рынке», – говорит гендиректор Даниловского рынка Максим Попов.

После реконцепции рынок скорее напоминает гастрономический супермаркет с небольшими кулинарными лавками, аккуратными витринами с мясом, рыбой, фруктами и овощами, столиками кафе, где можно посидеть и выпить морковно-яблочный фреш, бесплатным WiFi и сервисом онлайн-доставки продуктов. Управляет рынком Ginza Project. Цены высокие. Филе утки – от 350 руб., кролика отдадут по 480 руб. за 1 кг, большие креветки стоят 2800 руб. за 1 кг. Более гуманные расценки – на еду в местных кафе: горячие супы – от 150 руб., закуски – от 40 руб., мясные блюда – от 150 руб., круассаны – по 100 руб., кофе – от 60 руб. В ассортименте и традиционные русские пельмени, и шведские мясные шарики, и узбекские манты, и японские гедза. «Стремительно меняющееся в духе времени место с бесплатным WiFi для посетителей продолжает оставаться рынком в самом традиционном понимании этого слова, – радуется Татьяна Сергеева, партнер компании «Кухня. Всегда готово» (один из резидентов «Даниловского»). – Люди, годами торгующие на этом месте зеленью, молоком, мясом, к которым приходят «свои» посетители. Спрашивают про здоровье детей и внуков, обсуждают помидорную рассаду, готовы стоять в очереди за фермерским творогом, который приезжает только во вторник из-под Рязани, или за паштетом. Интересно оказаться частью этой жизни. За 1,5 месяца работы на Даниловском рынке выстроились удивительные отношения, которые можно назвать соседскими. Многие процессы приобрели характер «замкнутого цикла»: прошел по рынку, что-то купил, чем-то угостили («эй, денег не надо!»), приготовил и сразу кормишь гостей. Зеленщица напротив теперь точно знает, что ее подмосковный базилик в соусе песто чувствует себя не хуже импортного. Ведь сейчас это базилик, а всего через 5 минут – баночка со свежайшим песто изумрудного цвета».

Для Северного, Коптевского и Люблинского рынков удалось найти инвестора – «Ростик групп», которая взялась построить на их месте «экобазары» – торговые центры с фермерскими продуктами на прилавках. В каждый из них предстоит вложить около 660 млн руб., предполагается, что затраты на реконструкцию и переоборудование окупятся за семь лет. Станут ли они по настоящему фермерскими, сомневается Попов. Пока в России нет столько фермеров, чтобы их продукцией заполнить целые рынки. На Даниловском рынке торгуют как небольшие частные хозяйства, так и крупные сетевые производители продуктов питания.

Эко – дорого

Сравнительно новый тип организации торговли сельхозпродукцией – «рынки» с сетевой концепцией в крупных торговых центрах. Сергей Родионов, директор департамента коммерческой недвижимости Kalinka Group, в качестве примера приводит «Цветной Bazaar», который стал первым в Москве фермерским рынком для состоятельных покупателей (идея в первоначальном варианте принадлежала группе Ginza Project). В этом году в универмаге сменили управляющего оператора и представили новую концепцию гастрономических этажей – Food Market в «Цветном», комментируют в Rose Group (владелец здания). В основе ассортимента – фермерские и экологически чистые продукты, бакалея. Также в «Цветном» хотят сохранить традицию быстрого приготовления и свежих блюд. В ассортименте – вино, домашняя паста, молочные продукты, мясо и колбасы, свежие фрукты, сладости и выпечка, сухофрукты и цукаты, хлеб, чай, варенье, соки и фреши. Из духовной пищи – кулинарные книги и журналы. Все недешево, но выглядит аппетитно. Творог из топленого молока – 700 руб. за 1 кг, кутаб с зеленью – 120 руб., веник лаврушки отдадут за 500 руб. Есть парное молоко, есть свежий хлеб из пекарни «Волконский» и проч.

«Базар», съехав из «Цветного», недавно объявил о планах по открытию очередной точки в Москве, во второй фазе торгово-развлекательного центра «Метрополис» (будет сдана в I квартале 2016 г., о сделке сообщили в Cushman & Wakefield). Рынок общей площадью около 2000 кв. м расположится на минус первом уровне ТРЦ. «Базар» также появился в ТРЦ «Авиа парк».

Активно развивается сеть «Экобазар». Рынки под этим брендом работают в Мытищах и Обнинске, и компания-владелец поставила перед собой амбициозную цель строительства еще 10 центров в Московской и Калужской областях в ближайшие пять лет, продолжает Родионов. Сеть «Экобазар» развивает компания «Корпэстейт», входящая в группу «Ростик». Оптимальная площадка для размещения «Экобазара» – это около 1 га под строительство и создание 12 000 кв. м торговых и складских площадей. Концепция типового проекта подразумевает, что в здании площадью 10 000–15 000 кв. м фермерский рынок займет около 3000 кв. м на 1-м этаже, описывает Владимир Мехришвили, старший вице-президент компании «Ростик групп». В числе требований к площадке – хорошая транспортная доступность, жилой микрорайон на 50 000 человек рядом. В Мытищах рынок посещает 10 000–12 000 человек в день, в выходные и праздничные дни может быть и 25 000 человек.

В ТРЦ «Экобазар» пока внедряться не торопится – не нашли еще для себя подходящей площадки. По мнению Мехришвили, для того чтобы торговать в ТРЦ, помещение должно быть оборудовано отдельными складами для рыбы, мяса, молока. Необходимы условия для беспрепятственной доставки со склада в торговый зал скоропортящейся продукции, нужны хорошая вентиляция, правильный температурный режим, освещение и проч. «Но обычно ТЦ строятся для других целей. И вообще, рынок от супермаркета сильно отличается, – объясняет он. – Эта цепочка довольно длинная и сложная, каждый раз типовые условия приходится адаптировать».

«Продовольственные рынки редко становятся якорями в торговых центрах, – комментирует Юлия Мерова, заместитель директора департамента коммерческой недвижимости GVA Sawyer. – Как правило, сам собственник организует рынок или сдает площадь одной УК, которая берет на себя управление работой рынка и сдает площади в субаренду. Из-за специфики торговли рынку удобнее располагаться на 1-м этаже ТЦ, желательно с дневным освещением, но это не жесткое требование». Важнее, что в отличие от супермаркета холодильники, подсобки нужны непосредственно у каждой точки».

Уличный базар

Гастрономические лавки набирают популярность у горожан, готовых оплачивать чек выше среднего. Несколько магазинов сети LavkaLavka работают в престижных районах Москвы – на Петровке, Остоженке, Кутузовском проспекте, сеть магазинов сети «Избенка» и «Вкусвилл» привлекают состоятельных покупателей свежими продуктами из 150 фермерских хозяйств России.

«Магазин Klever & Co предлагает мясо и птицу, колбасы и паштеты домашнего производства, фрукты и овощи, чаи и травяные сборы, десерты и домашнее мороженое, – перечисляет Родионов. – В магазинах сети «Хлеб и молоко» можно приобрести свежую выпечку, кондитерские изделия, мед, варенье, квас, сыры. «Подворье» специализируется на молочной продукции и кондитерских изделиях. Популярны в Москве магазины сети «Ферм стор», куда поставляют молочные продукты из Подмосковья и близлежащих областей». Как правило, в таких магазинах можно и отведать блюда из натуральных продуктов, и заказать их на дом и даже вернуть товар, если не понравился его вкус, а чек не сохранился.

Тем не менее люди готовы платить и за «эко», и за возможность выбора, и за красивую упаковку, уверена заместитель директора департамента стратегического консалтинга NAI Becar Анна Данченок. «В сетевом ритейле монополия нескольких игроков приводит к тому, что ассортимент продуктов довольно скудный», – объясняет она.

Фрукт онлайн

Заказ продуктов через интернет стал уже привычным сервисом для москвичей. «История кооператива LavkaLavka начиналась именно с онлайн-торговли. Интернет-магазин «Эколакомка» предлагает продукты с доставкой на дом прямо с фермы», – рассказывает Сергей Родионов. Часто магазины доставляют продукцию бесплатно при крупном заказе или предоставляют скидки при покупке через интернет. По мнению экспертов, продажа напрямую – самая выгодная схема реализации. Наиболее раскрученные хозяйства принимают экскурсионные группы на фермах. Например, экоферма «Коновалово» предлагает жителям Москвы и Подмосковья не только молоко, мясо, яйца, овощи, фрукты и мед, но и возможность увидеть своими глазами, как растут овощи и фрукты, что едят куры и из чего делают натуральное варенье и мед. Но в России агротуризм пока не получил широкого распространения. В числе активных площадок онлайн-торговли фермерским продуктом – Seasonmarket.ru, fermerprodukt.ru («Продукты с фермы от Иваныча»), selavri.n4.biz («Фермерская лавка И. П. Селаври»), «Экомяско», tcpetrovskiy.ru (Продуктовый базар «Петровский»), nikola-lenivets.com («Ферма в Никола-Ленивце»).

Максим Попов возражает: «Пока «фермерский» продукт ассоциируется с высокой ценой, поэтому массовым спросом не пользуется. Высокие затраты на производство закладываются в конечную цену». К примеру, бутылка подсолнечного масла собственного отжима в лавке небольшого частного предприятия, расположенного при въезде в г. Истра, стоит 400 руб., на столичные прилавки это масло поступит уже с наценкой в 100%. «Конечно, это экологично, аутентично и, наверное, очень полезно, но, прямо скажем, дороговато», – восклицает Попов.

«В недавно открывшемся в торговом центре Dream House (Барвиха) магазине «Углече поле. Органик маркет» мы продаем не только сельхозпродукцию, но и «дикую» рыбу, ее вылов осуществляется в щадящем режиме, не нарушающем природный баланс, – рассказывает о специфике своей «органической» продукции гендиректор сети Сергей Красавин. – Конечно, нет никакого шприцевания и «глазури». Филе делается сразу на кораблях и замораживается один раз. Все действия осуществляются в соответствии с классификацией MSC – рациональный рыбный вылов. И самое интересное, что и рыба отечественная, и компании российские, которые раньше поставляли эту продукцию только в США и Европу. Вот такое импортозамещение у нас получилось».

«Углече поле. Органик маркет» в Барвихе – это третий фирменный магазин холдинга «АгриВолга». Два других находятся в Москве (на ул. Маршала Бирюзова, 19) и Московской области на Новорижском шоссе (в торгово-развлекательном центре «Павлово Подворье»). Из российских марок в магазинах сети представлена также фермерская продукция компаний «Аривера», «Юнэкт юнион», «Черный хлеб», ФХ «Спартак», «Васильки».

Объем имеет значение

«Крупные сетевые магазины возьмут товар на реализацию в том случае, если фермер может обеспечить постоянные объемы продуктов и выдерживает все те сертификации (а есть еще требования от СЭС и Роспотребнадзора), которые налагают на них сетевики», – говорит фермер Владимир Мельничук. Но объем фермерской продукции всегда небольшой. И переработка на небольших предприятиях осуществляется «домашним способом», который не позволяет производить много колбасы, сгущенки или консервов.

«Мы на Дорогомиловском рынке были единственным производителем мяса, все остальные – перекупщики», – сетует Мельничук. «Животные на частной ферме без специальных, стимулирующих рост подкормок растут в 2 раза дольше, чем на комбинате, и съедают в разы больше комбикорма», – объясняет фермер. Людям, которые ухаживают за животными, надо платить, корма при небольших объемах закупок стоят на порядок дороже, чем за опт, аренда торговой точки немалых денег стоит – вот такое ценообразование. Место на больших крытых рынках в Подмосковье в среднем стоит 300–500 руб. в день. В Москве – уже 5000–6000 руб. в день.

К примеру, 1 кг свинины, которая продается на рынке под брендом «Мяско», в среднем стоит 360 руб., баранины – 600 руб., утка – 400 руб., гусь, индейка – 500 руб., курица – 300 руб. Оптовая же цена курицы с птицефермы – 150 руб. Разница в цене – в 2 раза. Но если фермер привез на рынок пять кур по 300 руб. за 1 кг, то вся его дневная выручка попросту уйдет на аренду места.

Как вариант – рынки выходного дня, где за место можно не платить, но количество мест на них ограничено, или мобильные лавки (фудтраки), на торговлю с которых тоже потребуется специальное разрешение и подключение к городским коммуникациям. Или сдавать продукцию на предприятия для переработки по цене оптовых закупок: крупным предприятиям невыгодно закупать у фермеров пять кур в день по 300 руб. за 1 кг. n

Читать ещё
Preloader more