Недвижимость
Бесплатный
Нина Новикова|Николай Ткаченко
Статья опубликована в № 3921 от 21.09.2015 под заголовком: Футбол на «белом слоне»

Стадионы нерентабельны, если не отвечают потребностям местного рынка

Болельщиков в России недостаточно, чтобы заполнить футбольные арены, строящиеся к ЧМ-2018

Летом 2018 г. Россия будет принимать чемпионат мира по футболу – событие, которого с волнением ожидают российские болельщики и к которому полным ходом идет подготовка. Специально для ЧМ-2018 строятся крупные стадионы и идут масштабные реконструкции уже существующих. В каждом из 11 принимающих городов осуществляются внушительные инвестиции в гостиничную и транспортную инфраструктуру. Картина подобного масштабного мероприятия, как правило, рисуется светлыми красками – бесплатная реклама каждого города по телевидению, оживление туризма и ресторанного бизнеса, долгосрочные выгоды от новых дорог, аэропортов и комфортабельных отелей и, наконец, современные многофункциональные спортивные объекты, призванные как укреплять традиции физкультуры и спорта, так и служить площадками для проведения массовых мероприятий.

Фразеологизм «белый слон» обозначает предмет, разорительный для своего владельца. Его происхождение связано с традицией, по которой король Сиама дарил неугодным придворным белого слона. Эти священные животные не должны были работать, и стоимость содержания слона в конце концов пускала по миру получателя подарка. Если инвестиции в расширение и модернизацию дорог, общественного транспорта и аэропортов редко вызывают сомнения, то стадионы часто становятся «белыми слонами» – пустующими большую часть года дорогостоящими сооружениями.

Общепринятая практика (так называемое планирование режима наследия) – спроектировать объект, вместимость которого отвечает потребностям местного рынка. Если требования FIFA или заявочной книги по вместимости превышают локальные потребности, необходимо предусмотреть функциональное перераспределение зон и помещений в режиме наследия либо обеспечить часть мест стадиона (до 30–40%) за счет временных конструкций.

В России шесть стадионов из 12 строятся специально к ЧМ-2018. Простое сопоставление количества мест на стадионах на 1000 жителей между российскими городами, принимающими ЧМ-2018, и ведущими европейскими футбольными столицами показывает: ряд проектов запланированы с избыточными мощностями. Если в Лондоне и Мадриде на 1000 человек приходится 50–60 мест на стадионах, а в сравнительно небольшом Милане, который является домом для «Интера» и «Милана», почти 70, то в Саранске и Калининграде, небольших городах без исторических футбольных традиций, с учетом уже имеющихся стадионов будет более 100 мест на 1000 жителей (по согласованию с FIFA вместимость проектируемых объектов в Калининграде и Екатеринбурге уменьшена с 45 000 до 35 000 мест).

Если стадионы заполняются во время домашних игр родного клуба, то проблем с рентабельностью с большой вероятностью не возникнет. Однако средняя посещаемость матчей российских команд довольно скромная, особенно низки показатели – не более 4000 болельщиков – у региональных, которые играют не в премьер-лиге. Даже в главной лиге страны лишь «Спартак» и казанский «Рубин» могут похвастаться посещаемостью более 20 000 человек (сезон 2014/15 г.). Кстати, именно эти клубы получили новые, современные стадионы в последние два года, что позволило увеличить посещаемость домашних матчей этих команд практически вдвое. Учитывая, что комфортабельный стадион действительно способен привлечь больше людей, для оценки будущей заполняемости новых арен была использована удвоенная текущая посещаемость соответствующих команд.

Средняя заполняемость стадиона во время матчей в Волгограде и Нижнем Новгороде может оказаться в диапазоне 10–20%, и лишь у лучших региональных клубов – «Урала» из Екатеринбурга и «Крыльев Советов» из Самары – средняя посещаемость может достичь 60%, это не позволит даже выйти на операционную безубыточность. Для сравнения: в Испании данный показатель составляет более 70%, а в Германии и Англии – более 90%. Чтобы достичь европейских показателей, предстоит серьезная работа по возрождению культуры посещения матчей, не говоря о подъеме качества игры в футбол, но мы не беремся прогнозировать последнее.

Поучительный опыт

Опыт ЮАР, Японии / Кореи и даже Бразилии подсказывает: эксплуатация крупных стадионов в небольших или не футбольных городах ложится бременем на экономику города

В Южной Африке к ЧМ-2010 было построено пять абсолютно новых арен, каждая вместимостью более 45 000 зрителей, однако средняя посещаемость сильнейшей футбольной лиги страны – около 7000 болельщиков. В ЮАР регби популярнее футбола, поэтому некоторые стадионы часто трансформируются для матчей по регби. Стадион «Мозес Мабида» в Дурбане регулярно проводит ярмарки, построил фуникулер и организовал банджи-джампинг с арки стадиона, чтобы хоть как-то покрывать стоимость эксплуатации. Тем не менее в местной прессе регулярно поднимаются вопросы о сносе новых стадионов или об их переделке в торговые центры. Как посчитал Дэвид Конн из The Guardian, стадион ЧМ-2010 в Кейптауне стоит бюджету города 2 млн фунтов стерлингов в год.

Даже в Бразилии, которая приняла ЧМ-2014, некоторые стадионы уже приходят в запустение. Футбольная команда города Куяба играет лишь в третьем бразильском дивизионе, клуб такого уровня просто не может наполнять «Пантанал арену» на 40 000 мест. Такая же история происходит и с ареной «Амазония» на 43 000 мест, на которой должен выступать клуб «Насьонал» из Манауса (команда играет лишь в региональном чемпионате Амазонии).

Чтобы получить дополнительный доход, современные стадионы используются для проведения концертов и других зрелищных мероприятий (чемпионаты по экстремальным видам спорта «X Games» или битвы монстр-траков). Но сложно ожидать, что российские города, по крайней мере в первые же годы после чемпионата, смогут организовать насыщенную программу мероприятий. Завершенный в августе 2014 г. стадион «Открытие арена» в Москве, например, только в июне 2015 г. принял первый концерт, с успехом организовав выступление группы Muse. Потребуется время, чтобы в маршруты мировых турне вошли российские города-миллионники. К тому же концерты под открытым небом в России возможны максимум пять месяцев в году.

По нашим расчетам, содержание стадиона на 45 000 мест будет обходиться в 600 млн руб. в год, из которых до 50% могут составить налоги в местный бюджет, в частности на имущество и землю. Доходы при рассчитанном уровне заполняемости матчей прогнозируются на уровне не более 400 млн руб. Разрыв будет покрываться либо за счет средств местного бюджета, либо за счет законодательного снижения налогов для стадиона, что также обременяет казну.

Чтобы избежать пустующих арен, как происходит в Бразилии, Японии и ЮАР, уже сейчас необходимо предпринять следующие шаги:

еще на этапе проектирования и разработки архитектурной концепции проработать возможность уменьшения количества мест в режиме наследия;

спланировать использование площадей стадиона и прилегающей территории с максимальной гибкостью;

наладить плотное сотрудничество с опытным профессиональным оператором, желательно в сложный для региона переходный период в первые 18–24 месяца после ЧМ;

подобрать команду по маркетингу и ивент-менеджменту, которая обеспечит долгосрочное и заблаговременное планирование календаря культурно-массовых мероприятий стадиона и всесезонного использования стадионного комплекса 

Авторы – директор отдела экономических исследований Aecom; аналитик Aecom