Петербург может разорвать контракт с генподрядчиком «Зенит-арены»

Компания, напротив, обвиняет город в попытках сорвать сроки завершения строительства
Петербург может разорвать контракт с генподрядчиком строительства «Зенит-арены»/ Е. Егоров/ Ведомости

Завершение строительства стадиона на Крестовском острове (бывшая «Зенит-арена») под вопросом: администрация Санкт-Петербурга может разорвать контракт на строительство объекта с его генподрядчиком – компанией «Инжтрансстрой-СПб» (см. справку). Это следует из обращения «Инжтрансстроя-СПб» к губернатору города Георгию Полтавченко, о котором сообщила сама компания. «Такое уведомление [о разрыве договора генподряда] готовится», – подтвердил «Ведомостям» вице-губернатор Петербурга Игорь Албин, курирующий стройку стадиона. «Агония неэффективного подрядчика», – так он охарактеризовал письмо «Инжтрансстроя-СПб» губернатору.

В четверг утром, 14 июля, «Инжтрансстрой-СПб» направил Полтавченко письмо, в котором сообщил о попытках администрации Петербурга сорвать сроки завершения строительства стадиона на Крестовском острове, где должны пройти матчи Кубка конфедерации в 2017 г. и чемпионата мира по футболу в 2018 г. Фактически компания приостановила строительные работы из-за неисполнения заказчиком обязательств, говорится в заявлении «Инжтрансстроя-СПб».

Строительство тогда еще «Зенит-арены» началось в 2007 г., ее застройщики неоднократно менялись, а стоимость проекта повышалась и корректировалась. В итоге в 2013–2014 гг. город заключил с «Инжтрансстроем-СПб» два контракта генподряда на достройку стадиона общей стоимостью 21,6 млрд руб., работы на объекте должны быть завершены в декабре 2016 г.

ООО «Инжтрансстрой-СПб»

строительная компания Владельцы: Егор Андреев (1%) и кипрская Transstroy Holding(99%) через ООО «ИК «Главстрой» («СПАРК-Интерфакс») Финансовые показатели (РСБУ, 2014 г.): выручка – 7,7 млрд руб. прибыль – 830 млн руб. Компания входит в корпорацию «Трансстрой». В 2014 г. «Базовый элемент» Олега Дерипаски продал контрольный пакет Transstroy Holding Андрееву, который в итоге стал владельцем 55% акций кипрской компании.

Сроки поджимают

Главная проблема при строительстве – отсутствие утвержденных проектных решений и части сметной документации, несвоевременное предоставление рабочей документации генподрядчику, перечисляет компания. Так, в июле 2016 г. администрация города передала в Главгосэкспертизу России поправки в проектную документацию, они предусматривают до 30% изменений от общего объема работ, закрепленных в контрактах. Эти изменения могут внести существенные корректировки в срок сдачи стадиона, предупреждает компания.

Сейчас готовность стадиона на Крестовском острове, как сообщила компания, – 85%; она не изменилась с апреля, следует из весенних заявлений «Инжтрансстрой-СПб». Первый матч на стадионе должен состояться в сентябре 2016 г., не раз заявлял Албин. Замена подрядчика на такой стадии строительства и оставшихся сроков строительства стадиона фактически невозможна, считает «Инжтрансстрой-СПб». Нового генподрядчика могут назначить, но уйдет время на перезаключение контрактов с администрацией и субподрядчиками, соглашается топ-менеджер другой компании, которая также строит стадионы к ЧМ-2018. По его словам, сроки очень сжатые, при негативном сценарии к началу Кубка конфедерации стадион могут и не успеть сдать.

Замена стадиона для проведения Кубка конфедераций FIFA 2017 не рассматривается, сообщил сотрудник пресс-службы оргкомитета «Россия-2018». FIFA не получал никаких сигналов о возможной задержке сроков завершения строительства или сдачи стадиона, отмечает представитель организации. Албин также заверил: первый матч состоится, как и планировалось в сентябре.

Кроме того, «Инжтрансстрой-СПб» обвиняет администрацию Санкт-Петербурга в уклонении от оплаты ранее выполненных работ на 1 млрд руб., это создает «колоссальную» нехватку ликвидности, пишет компания. При этом нет никаких компенсаций по убыточным работам и поставкам, хотя девальвация рубля сильно повлияла на стоимость импортного оборудования, следует из сообщения компании. Обвинения генподрядчика необоснованны, настаивает Албин. «Инжтрансстрой-СПб», по его словам, предоставил акты выполненных работ за июнь на 58 млн руб. при лимите финансирования на 1,2 млрд руб.

Исключительная Самара

В мае 2016 г. обсуждалось предложение о расторжении контракта с ПСО «Казань» на строительство стадиона в Самаре из-за того, что компания потребовала увеличить финансирование. Смета самарского стадиона будет увеличена до 18,2 млрд руб., генподрядчиком остается ПСО «Казань», заявил вчера Шувалов. Сотрудник его секретариата информацию подтвердил, отметив, что планов по увеличению смет остальных стадионов нет.

Как уверяет источник в компании, проект для нее остается убыточным, даже несмотря на повышение сметы на строительство стадиона. В июне 2016 г. Законодательное собрание Петербурга одобрило поправки в городской бюджет об увеличении стоимости стадиона на Крестовском острове на 4,3 млрд руб. до 39,2 млрд руб. Точные подсчеты убытка, по словам источника в компании, будут сделаны ближе к завершению проекта, а пока «Инжтрансстрой-СПб» прорабатывает возможные варианты компенсации и ведет на этот счет переговоры со Смольным. Компания просит дополнительно более 4 млрд руб., администрация против, говорит источник в Смольном. В аппарате Албина и представители «Инжтрансстроя-СПб» это не комментируют.

Денег нет

Письмо от генподрядчика получено, информация изучается и требует дополнительной проверки, ограничился пресс-секретарь губернатора Андрей Кибитов. Сотрудник секретариата первого вице-премьера Игоря Шувалова, курирующего подготовку к чемпионату мира по футболу, заявил, что строительство стадиона в Петербурге находится в ведении города.