Первым покупателем активов «Траста» стал банк «ФК Открытие»

Бывший санатор «Траста» заплатит ему за офисы в Москве и регионах 1,6 млрд рублей
Первым покупателем непрофильных активов у банка «Траст» стал его бывший санатор – банк «ФК Открытие»/ Денис Абрамов / Ведомости

Банк «ФК Открытие» подал заявки на покупку офисов «Траста» в Москве и регионах, следует из протоколов аукционов, опубликованных на сайте Единой электронной торговой площадки. Там сказано, что других претендентов на эти активы не было.

«Траст» продавал свой офис на 9143 кв. м и права на аренду земельного участка на 0,2 га рядом со ст. м. «Бауманская» на Спартаковской улице в Москве. За него банк планировал выручить чуть менее 1,1 млрд руб. Еще 519,2 млн руб. он хотел получить за 13 офисов общей площадью более 11 500 кв. м в подмосковных Люберцах, Ставрополе, Смоленске, Рязани, Казани и т. д., а также право аренды четырех земельных участков на 0,4 га. «ФК Открытие», как сказано в протоколах, купит активы по начальной цене.

Офисы приобретаются в рамках программы изменения региональной сети банка, сообщил представитель «ФК Открытие». Он напоминает, что в III квартале 2018 г. «ФК Открытие» перевел часть отделений «Траста» под свой бренд на правах аренды. Сейчас «мы выкупаем у «Траста» наиболее перспективные с точки зрения развития бизнеса площадки», тем более что в среднесрочной перспективе приобретение офисов выгоднее аренды, добавляет собеседник «Ведомостей». Судя по фотографиям, которые прилагаются к лотовой документации, действительно часть офисов «Траста» (например, в Тольятти и Северодвинске) уже работает под брендом «ФК Открытие».

Представитель «Траста» сообщил лишь, что банк реализует активы через открытые аукционные площадки, а к участию допускаются все заинтересованные компании. На аукцион по офисам была подана заявка и она удовлетворена, сказал он.

30 млрд рублей

Активы примерно на такую сумму «Траст» выставил на торги. Самый дорогой из них – многофункциональный апарт-комплекс «Негоциант» (22 688 кв. м) на ул. Большой Якиманке. За него планируется выручить не менее 8,2 млрд руб. Большая часть продаваемых объектов когда-то принадлежала структурам группы «Сафмар» – это одна из крупнейших в Подмосковье плодоовощных баз, «Вегетта» (3,5 млрд руб.), складской комплекс «Курьяновское» в Печатниках (3 млрд руб.), универмаг «Добрынинский» (2,9 млрд руб.), участок на Варшавском шоссе, где когда-то планировалось построить первый в Европе Universal Studios (2,6 млрд руб.), бизнес-центр «Доминион тауэр» (2,7 млрд руб.), единственный в Москве офисный проект знаменитого британского архитектора Захи Хадид

Покупатель и продавец еще недавно были связаны. «ФК Открытие» с декабря 2014 г. занимался санацией «Траста», но летом 2017 г. сам отправился на санацию в Фонд консолидации банковского сектора Центробанка. Прошлым летом к «Трасту» был присоединен еще один проблемный банк – «Рост», после чего «Траст» был превращен в банк непрофильных активов. «ФК Открытие» передал ему проблемные и непрофильные активы на 438 млрд руб. Еще 110 млрд руб. планировал внести Бинбанк.

Отсутствие интереса как минимум к московскому офису «Траста» удивило опрошенных «Ведомостями» консультантов. «Цена продажи объекта составляет чуть больше 115 000 руб. за 1 кв. м – учитывая расположение и состояние объекта, можно считать, что такая стоимость несколько ниже рыночного уровня», – говорит директор департамента финансовых рынков и инвестиций Knight Frank Игорь Роганович. Он добавляет, что инвесторам интересны активы, сданные в аренду и обеспечивающие определенную доходность, профиль же арендатора тут уже не так важен. Впрочем, банки, по его словам, в целом рассматриваются как стабильные платежеспособные клиенты.

Возможно, что ставки аренды в объектах были ниже рынка, а следовательно, и доходность при заявленной начальной цене будет уже не столь привлекательной, рассуждает партнер Colliers International Станислав Бибик. Он также добавляет, что объекты, сданные в аренду, неинтересны и конечным пользователям, которые ищут помещения для размещения собственных офисов, что также сужает круг потенциальных покупателей.