Банк «Траст» нашел покупателя на крупнейший агрохолдинг Башкирии

Его за 6,4 млрд рублей выкупит группа «Черкизово»
Максим Стулов / Ведомости

Дочерняя структура «Черкизово» – агропромышленный комплекс «Михайловский» приобрел у банка непрофильных активов «Траст» группу компаний (ГК) «Русское зерно Уфа». Об этом говорится в протоколе торгов, размещенном на сайте организатора этой процедуры – Российского аукционного дома (РАД). Лот достанется победителю аукциона по стартовой цене – 6,37 млрд руб. Представитель «Траста» сообщил, что стоимость продажи соответствует ожиданиям банка. По его словам, актив достанется профильному инвестору, который продолжит его развитие. В «Черкизово» на запрос «Ведомостей» не ответили.

Судя по данным на сайте РАДа, участие в торгах по продаже ГК «Русская зерно Уфа» принимала еще одна компания. В протоколе ее название не раскрывается. Ранее ходатайство в ФАС о приобретении группы помимо АПК «Михайловский» подавала и компания «Ставропольский бройлер», входящая в ГАП «Ресурс» Виктора Наурузова. В пресс-службе последней отказались от комментариев. В ФАС на запрос «Ведомостей» не ответили.

ГК «Русское зерно Уфа» – крупнейший агропромышленный холдинг в Башкирии, говорится в презентации, подготовленной к торгам. В состав лота входит пять птицефабрик мощностью производства 65 000 т мяса птицы и 750 млн яиц в год, комплекс по переработке на 25 000 т продукции, комбикормовый завод на 240 000 т кормов в год и земельный банк размером 18 000 га. «Траст» получил контроль над этой компанией в марте 2019 г. в рамках санации Рост-банка. Ранее агропромышленный холдинг принадлежал экс-совладельцу Бинбанка Микаилу Шишханову.

«Черкизово» называет себя крупнейшим производителем мясной продукции в России. В рейтинге Национального союза птицеводов по итогам 2021 г. группа заняла 1-е место с объемом производства 813 000 т. Также группа занимает 8-е место по производству свинины с объемом 241 600 т в живом весе. «Черкизово» входит в топ-3 производителей индейки. Группа владеет предприятием «Тамбовская индейка» (бренд «Пава-Пава»), на котором в 2021 г. выпустила 52 400 т продукции. В декабре 2021 г. «Черкизово» сообщило о приобретении за 1,9 млрд руб. производителя индейки «Краснобор» с объемом 21 252 т продукции в 2021 г. По собственным данным, выручка группы в прошлом году выросла на 22,6% до 158 млрд руб., чистая прибыль – на 11,3% до 16,9 млрд руб.

«Черкизово» приобрело актив, который не имеет конкурентов на рынке Башкирии, как в сегменте производства мяса птицы, так и столового яйца, говорит источник, близкий к ГК «Русское зерно Уфа». Это, по его словам, позволяет не опасаться проблем со сбытом продукции или доступом в торговые сети. Кроме того, весь производственный комплекс ГК «Русское зерно Уфа» не требует инвестиций в производство ни в краткосрочной, ни в среднесрочной перспективе. Оно хорошо укомплектовано технологически. Средства могут понадобиться, только если «Черкизово» решит нарастить мощности. Президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев все-таки считает, что новому владельцу придется инвестировать средства в дополнительную биобезопасность, потому что расположение ферм далеко от идеального: птичники находятся близко друг к другу, а рядом с птицефабрикой размещен завод по переработке, что является нарушением технологии.

«Русское зерно Уфа» довольно крупное предприятие и в масштабах страны, что важно – оно полностью автономно и обеспечено и инкубационным яйцом, и кормами, продолжает источник «Ведомостей», близкий к компании. При том что в Башкирии хорошая кормовая база. Все это позволяет «Черкизово» создать отдельный птицеводческий кластер и укрепить свои позиции в качестве лидера рынка, пояснил он. Давлеев считает сделку логическим развитием стратегической линии компании на географическую экспансию на общероссийском уровне. Он напоминает, что еще в декабре 2018 г. группа приобрела у «Приосколья» «Алтайский бройлер» за 4,6 млрд руб., что позволило компании выйти на рынок Западной Сибири. Сейчас компания вышла в привлекательный с точки зрения продажи продукции Уральский федеральный округ. Это даст ей возможность оптимизировать логистику и поставлять в федеральные сети региона охлажденную птицу вместо более дешевой замороженной. Перед местными производителями у «Черкизово» есть преимущество в федеральной рекламной и маркетинговой поддержке. Но компании придется определить правильную брендинговую политику, чтобы не «убить» существующую торговую марку, считает Давлеев. Помимо этого, продолжает эксперт, у предприятий группы большой потенциал экспортных поставок в Китай, Центральную Азию и на Ближний Восток.