В России хотят усилить контроль за концессиями в сфере ЖКХ

После коммунальных аварий в январе эти соглашения резко критиковал спикер Госдумы
Ведомости

В России предложили создать единый реестр всех концессионных соглашений в ЖКХ, список должен регулярно обновляться (не позднее 30 дней с момента заключения нового договора). Это нужно для повышения контроля в этой сфере. Как пояснила «Ведомостям» зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева, инициативу обсуждали 30 января 2024 г. на заседании экспертного совета по ЖКХ при комитете – для передачи в Минстрой. «Ведомости» направили запрос в министерство.

По предложению депутата единый реестр должен включать публикацию всей необходимой информации и самих договоров. Инструментом смогут пользоваться как органы контроля, так и население – список должен быть в открытом доступе. «Также там должны располагаться данные о публичном аудите о выполнении соглашений», – подчеркнула она.

Также Разворотнева, по ее словам, направляла это предложение спикеру Госдумы Вячеславу Володину для включения в проект постановления палаты по итогам правительственного часа с вице-премьером РФ Маратом Хуснуллиным, который должен был состояться 24 января. Но правительственный час перенесли, новая дата пока не определена, уточнила депутат.

Под концессиями в ЖКХ подразумевается форма государственно-частного партнерства (ГЧП), когда муниципальное имущество (котельная, водоканал, очистные сооружения и т. п.) передается инвестору, а тот в обмен на прибыль обязан им управлять, проводить ремонт, реконструкцию и т. д. Сегодня это одна из наиболее распространенных форм ГЧП для привлечения инвестиций в коммунальную сферу. Трехсторонние соглашения заключаются между инвестором, муниципалитетом и регионом, пояснила директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова. При этом ответственность перед потребителями за качество коммунальных услуг и размер тарифов несут муниципалитеты и субъекты Федерации, добавила она.

В среднем в каждом регионе работает около 25 концессионных соглашений и местные власти за ними следят, говорит Довлатова. Но, отмечает Разворотнева, поскольку сегодня нет единого реестра, понять, насколько качественно выполняются условия договоров, сложно. «Нередко концессионеры обязуются, например, вложить средства в модернизацию инфраструктуры в течение нескольких лет после подписания соглашения, но не всегда можно выяснить, делают ли они это в итоге», – пояснила она.

На январь 2022 г. в России было заключено порядка 2500 концессионных соглашений в ЖКХ, что на 35% больше, чем в 2018 г., сообщала заместитель директора департамента развития ЖКХ Минстроя Ирина Арефьева. «В сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения заключено и действует 2456 концессионных соглашений. Объем инвестиций, предусмотренных соглашениями, составляет 899,1 млрд руб., 90% из них – это средства частных инвесторов», – говорил министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин в начале декабря 2023 г. По его словам, за три квартала 2023 г. объем инвестиций в рамках концессий увеличился на 30%.

Но 18 января 2024 г., после серии аварий в теплоснабжении в разных регионах страны, Володин раскритиковал работу концессионеров в ЖКХ. Спикер поручил провести анализ таких соглашений комитету Госдумы по контролю вместе со Счетной палатой. «Мы столкнулись с ситуацией, когда в регионах работают концессионеры, много нареканий со стороны жителей, большое количество аварий. Нет эффективной системы управления», – сказал он тогда.

По предварительным данным, для наведения порядка в этой сфере потребуется около 4,5 трлн руб., говорил курирующий строительство и ЖКХ вице-премьер Марат Хуснуллин на совместном заседании комитетов Госдумы по контролю и по строительству и ЖКХ 17 января.

«Заключение большого числа концессионных соглашений в коммунальном секторе не привело к существенному привлечению в сектор частных инвестиций и заметному улучшению ситуации», – считает член экспертного совета по ЖКХ при профильном комитете Госдумы, эксперт общественного совета при Минстрое, профессор НИУ ВШЭ Сергей Сиваев. По словам Довлатовой, годовая прибыль среднего водоканала в городе с населением около 30 000 человек не более 100 млн руб., вложить инвестору выгодно только примерно 5–15% от этой суммы. В среднем по стране тариф на холодную воду составляет 30 руб. за 1 куб. м (в месяц расходуется порядка 3 куб. м на человека). А средняя зарплата линейных сотрудников в отрасли в регионах составляет около 19 000 руб., подчеркнула она.

ГЧП в ЖКХ необходимо развивать, в том числе и на принципах концессии, это позволит привлечь дополнительные средства частного капитала, что может позволить ускорить процесс обновления инфраструктуры и наладить эффективную работу, считает член экспертной группы общественного совета при Минстрое, эксперт компании «Этажи» Иван Камельских. «Одна из проблем, которая существует сейчас, – это как раз сложная схема оценки, контроля и смены концессионера при его неудовлетворительной работе, а также гарантии для частных инвесторов. Бизнесу необходимы гарантии окупаемости инвестиций, а государству и общественности – эффективность и качество работы частного бизнеса», – говорит он.

Публичный реестр – удобный аналитический инструмент для граждан, но основные проблемы с частными инвестициями в сфере ЖКХ связаны с другим, считает эксперт «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук. Например, сегодня сложно корректировать инвестиционные обязательства в случае изменения экономических условий по концессионным соглашениям, пояснил он. По мнению Камельских, в ЖКХ важно создать объективные метрики, по которым будут оцениваться качество работы концессионера и влияние результатов его инвестиций на краткосрочные и долгосрочные показатели работы, где во главе угла стоят бесперебойность и качество оказываемых услуг.

Но если концессионер обещает во что-то вложиться только на 20-м году концессии, это выглядит неправдоподобно, считает руководитель комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое Владимир Талалыкин. «Вкладываться нужно в то, что надо менять или развивать срочно, сейчас. Поэтому инвестиции в концессии должны быть в первые годы», – уверен он.

В целом сложно сказать, как может в идеале работать этот институт, так чтобы цели модернизации инфраструктуры ЖКХ достигались, концессии окупались, а государство тратило меньше денег, говорит управляющий партнер IPM Consulting Анастасия Владимирова. По ее словам, для этого должны быть соответствующие условия – наличие заинтересованности со стороны бизнеса, комфортные процентные ставки по кредитам и значительные работающие и эффективные госгарантии. Пока данный механизм проходит период адаптации, считает Владимирова, но нельзя не отметить, что есть успешно работающие концессии, а есть «спящие» и, вероятно, основная цель сейчас – выявить системные ошибки и провести работу над ними.