"Российский рынок – один из худших в мире"

60%-ное падение автомобильного рынка заставило ведущих производителей разочароваться в России. Свои новинки на автосалоне во Франкфурте они адресуют покупателям из других стран

Автосалон, открывшийся в худший для мирового автопрома год, кризисным не выглядит. Да, отказались от участия компании Nissan и Mitsubishi, пустует один из второстепенных залов, который раньше арендовали производители комплектующих. Но в остальном все как всегда: тысячи возбужденных журналистов и обилие новых автомобилей. Вот только Россия больше не приоритетный рынок для этих новинок.

Существует теория, согласно которой рынки развивающихся стран, обрушившиеся сильнее всего, должны и быстрее всего вырасти (60%-ное падение продаж в России – не рекорд: по словам вице-президента Ford of Europe Ингвара Свиггама, венгерский рынок упал на 74%). Но большинство опрошенных «Ведомостями» топ-менеджеров автомобильных компаний не верят в подобное развитие событий.

«Российский рынок – один из худших в мире как для легковых автомобилей, так и для грузовиков, – констатирует гендиректор Daimler Дитер Цетше. – Я оптимистичен, но восстановление не будет быстрым».

«Падения, подобного российскому, среди крупнейших авторынков мира нет нигде, – говорит управляющий директор Toyota Motor Шигеру Хайякава. – Американский рынок вернется на отметку 14–15 млн проданных автомобилей в год через 4–5 лет. Боюсь, что восстановление российского рынка может занять больше времени».

«Мы надеемся, что экономика стран ЕС восстановится очень быстро, по поводу России такой уверенности нет, – сказал президент Ford of Europe Джон Флеминг. – Наша стратегия в России прежняя: иметь правильные продукты по правильной цене».

Впрочем, у директора по международным операциям Citroen Жана Луи Шамла более позитивное мнение относительно российского рынка. «Я оптимист в отношении России: посмотрите, как стремительно вырос рынок в прошлый раз вслед за тем, как цены на нефть начали расти, – говорит он. – Никаких изменений в отношении нашего строящегося завода в России нет: все первоначально объявленные планы и сроки остаются в силе. Надеюсь, что к его открытию (намечено на 2011 г. – «Ведомости») рынок уже восстановится».