Компаниям сотовой связи пора вкладываться в Африку

Африканский рынок становится все более привлекательным для инвестиций в сотовую связь, говорится в очередном исследовании, организованном Altimo

Компаниям связи следует нацелить свою экспансию на Африку – таков основной вывод исследования, которое провел созданный Altimo некоммерческий фонд. Он в шестой раз опубликовал индекс инвестиционной привлекательности сотовых рынков, разработанный совместно с London Business School, Кембриджским университетом и Новой школой экономики; исследование проводилось по итогам первых трех кварталов 2009 г.

Интерес инвесторов к Азии уже в 2011 г. пойдет на убыль, так как рынок сотовой связи там близок к насыщению, считают эксперты фонда; уровень проникновения во Вьетнаме уже близок к 100%.

Между тем африканские страны становятся лидерами по росту клиентской базы, к 2012 г. уровень проникновения там достигнет 50%, а через 4–5 лет они догонят по этому показателю страны Азии, прогнозируют авторы исследования. Сейчас даже в бедных африканских странах растут расходы населения, а вместе с ними – выручка и прибыль мобильных операторов. Наибольший прогресс показали Танзания (29-е место), Буркина-Фасо (30-е), Судан (17-е), Замбия (35-е) и Кения (40-е).

Гендиректор «Вымпелкома» (44% принадлежит Altimo) Александр Торбахов в октябре говорил в интервью «Ведомостям», что объединенная компания будет более активно расширяться на рынках Азии и, возможно, Африки.

Изменилась и первая пятерка рейтинга. В ней остались Индонезия (сохранила 1-е место) и Узбекистан (поднялся на 2-е с 3-го), а Филиппины, Вьетнам и Иран уступили места Бангладеш (3-е, было 13-е), Китаю (4-е, было 6-е) и Казахстану (5-е, было 12-е).

Таким образом, в пятерке оказались сразу две страны СНГ, на которые в первую очередь направлена экспансия российских операторов. В Узбекистане работают российские МТС и «Вымпелком», в Казахстане – «Вымпелком». МТС собиралась выйти и в Казахстан, приняв участие в приватизации третьего GSM-оператора страны – «Мобайл телеком сервис», но компанию не устроили условия, говорит представитель оператора Елена Кохановская.

Сотовый рынок СНГ остается привлекательным в среднесрочной перспективе, считают эксперты фонда. Страны СНГ быстро восстанавливаются после падения, вызванного кризисом, демонстрируя рост рентабельности по сравнению с 2008 г. Операторы увеличивают качество абонентской базы, наращивая длительность разговоров (MOU) и средний счет на абонента (ARPU).

Россия сохранила в индексе 8-е место.