"Связьинвест" приведет всех своих мобильных операторов к единому знаменателю

«Связьинвест» решил навести порядок в подконтрольных ему компаниях мобильной связи. Он выбирает для них единых поставщиков телекоммуникационного оборудования и биллинга
М.Стулов

9% рынка. 29

регионов в четырех федеральных округах – таков территориальный охват мобильного бизнеса «Связьинвеста» сейчас. На начало 2010 г. компании холдинга обслуживали 16 млн сотовых абонентов (9% рынка). К началу августа 2010 г. холдинг должен завершить сделку по приобретению CDMA-оператора «Скай линк», обслуживающего 1,1 млн абонентов в 32 регионах и владеющего GSM-лицензиями еще в 45 субъектах Федерации.

Связьинвест» проводит тендеры на поставку сетевого оборудования и биллинга для мобильных «дочек» и «внучек», рассказал «Ведомостям» источник, близкий к госхолдингу, и подтвердил первый заместитель его гендиректора Александр Провоторов. Тендеры по оборудованию проводятся отдельно для трех территорий – Дальнего Востока с Сибирью, Урала и европейской России. На каждой из этих территорий может быть максимум два вендора – для GSM- и CDMA-сетей.

С победителями будут заключены swap-договоры: вендоры выкупят у операторов старое оборудование, использовавшееся ранее, и взамен поставят новое, уточняет менеджер, близкий к организаторам тендеров. Таким образом, сотовым компаниям «Связьинвеста» придется заплатить поставщику только разницу в стоимости. Это подтверждает представитель одного из участников всех трех тендеров – китайской ZTE. Представитель Ericsson подтвердил участие своей компании в тендерах «Связьинвеста», но детали комментировать не стал. В Huawei и Alcatel Lucent отказались от комментариев, представитель Nokia Siemens не ответил на звонки «Ведомостей».

В конкурсах на поставку оборудования участвуют все крупнейшие производители, рассказывает сотрудник одного из поставщиков. А в тендере на поставку биллинга (системы тарификации и расчетов с абонентами) – только российские CBoss и «Петер-cервис», говорят собеседники «Ведомостей» в «Связьинвесте». На сетях мобильных операторов холдинга действуют системы только этих двух производителей, объясняют они. А переход на единую биллинговую платформу позволит ввести во всех регионах страны единые тарифные планы, сервисы и условия обслуживания – это станет подготовкой к слиянию мобильных активов «Связьинвеста», которое должно последовать за присоединением межрегиональных компаний холдинга к «Ростелекому».

Предложение «Петер-cервиса» менеджер, близкий к «Связьинвесту», считает более удачным, но окончательный выбор будет сделан позднее. Какие средства холдинг готов направить на замену биллинга, он не уточняет.

Коммерческий директор «Петер-сервиса» Екатерина Манахова подтвердила «Ведомостям», что компания участвует в объявленном «Связьинвестом» тендере. Коммерческие детали предложения она не раскрывает, но говорит, что «Петер-сервис» предложил OSS/BSS решение, позволяющее обслуживать абонентов GSM-, CDMA-, WiMax- и LTE-сетей, а также предоставлять услуги беспроводного интернет-доступа по всей территории деятельности мобильных подразделений «дочек» «Связьинвеста». «В предложение заложена возможность последующей консолидации мобильной и фиксированной абонентской базы, благодаря чему операторы получат единое конвергентное решение», – рассказывает Манахова. Конвергентный биллинг для расчетов по всем видам услуг связи уже действует в одной из межрегиональных компаний (МРК) «Связьинвеста» – «Уралсвязьинформе», говорит она. Также решение «Петер-сервиса» используется для обслуживания абонентов фиксированной телефонии, IP-телевидения и широкополосного интернет-доступа «Северо-Западного телекома». Кроме того, все МРК и магистральный оператор «Ростелеком» используют систему взаиморасчетов с операторами-партнерами «Петер-сервиса».

Представитель CBoss не ответил на запрос «Ведомостей».

Двое из операторов российской «большой тройки» – «Мегафон» и МТС – пользуются единым биллингом. У МТС это продукт российского «Ситроникса», а у «Мегафона» – американо-израильской Amdocs. «Вымпелком» совмещает биллинговые системы Amdocs и американской Comverse, но использует их раздельно: первую – только для расчетов с подписчиками кредитных тарифных планов, а вторую – только для prepaid-абонентов. Наличие единого биллинга для всех услуг позволяет, например, выставлять абонентам единый счет, объясняет представитель «Мегафона» Карен Асоян.

А вот в целесообразности заключения единого контракта на поставку оборудования представители «большой тройки» не уверены. Плюс такого решения – удешевление закупок благодаря увеличению их объема, соглашаются Асоян и пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева. С другой стороны, у оператора возникает риск зависимости от вендора в будущем – со временем тот может начать диктовать свои условия, в том числе и ценовые, говорит Асоян. Кроме того, в момент замены старого оборудования на новое возможны перебои в сети, добавляет он. У «Мегафона», по его словам, нет эксклюзивных договоров ни с одним из поставщиков и оператор вправе в любой момент заменить его на другого по своему усмотрению.

«Вымпелком», по словам Айбашевой, тоже стремится к «разумному балансу между операционными и финансовыми рисками»: как правило, на все виды оборудования у оператора по два-три поставщика, что создает возможность выбора. Если же поставщик только один и у него возникают проблемы, это оборачивается проблемами и для оператора, добавляет Айбашева. «Вымпелком» оптимизирует закупки иначе – объединяя заказы всех своих бизнес-подразделений (отвечающих за мобильную связь, фиксированную и широкополосный доступ в интернет). В результате объем закупок оборудования у каждого из вендоров увеличился – и те предоставили объемные скидки.