Vimpelcom Ltd. все-таки купил оператора в Лаосе

Полтора года потребовалось Vimpelcom Ltd., чтобы заручиться согласием правительства Лаоса на покупку 78% местного GSM-оператора Millicom Lao Co. За это время оператор сместился со 2-го места на 4-е

Vimpelcom Ltd

Управляющий холдинг. акционеры – Altimo (44,7% голосующих акций, 39,2% обыкновенных), Telenor (36% голосующих, 39,6% обыкновенных). Капитализация – $18,89 млрд. Консолидированная Выручка (US GAAP, 9 месяцев 2010 г.) – $7,57 млрд. чистая прибыль – $1,25 млрд.

Vimpelcom Ltd. рассчитывает в ближайшее время закрыть сделку по покупке лаосского сотового оператора Millicom Lao Co., заявил в интервью агентству Bloomberg гендиректор Vimpelcom Александр Изосимов. Вчера поздно вечером Vimpelcom сообщил: сделка закрыта. За 78% Millicom Lao оператор заплатил около $65 млн и взял на себя около $23 млн долга.

Еще в сентябре 2009 г. российская компания подписала договор, предусматривающий покупку 78% Millicom Lao, но завершить сделку в запланированный срок – до конца 2009 г. – не смогла: Vimpelcom не мог получить разрешение местного правительства, которому через министерство финансов принадлежат оставшиеся 22% Millicom Lao.

В апреле 2010 г. продавец контрольного пакета Millicom Lao – люксембургский холдинг Millicom International Cellular обвинил Vimpelcom в неисполнении условий договора и пригрозил вступить в переговоры с другими претендентами на Millicom Lao.

Теперь Vimpelcom наконец «достиг взаимопонимания» [с властями Лаоса], сказал Изосимов Bloomberg. Советник посольства Лаоса в Москве подтвердил «Ведомостям», что правительство республики одобрило продажу Vimpelcom «около 75%» Millicom Lao.

Полтора года назад Vimpelcom называл Millicom Lao прибыльной и быстро растущей компанией, а Лаос – рынком с большим потенциалом роста: его население – 6,5 млн человек, а уровень проникновения мобильной связи в сентябре 2009 г. составлял 23%. С тех пор многое изменилось. По оценке аналитической компании Informa Telecoms & Media, к декабрю 2010 г. уровень проникновения в Лаосе более чем удвоился и превысил 52%, а Millicom Lao, полтора года назад делившая 2-е место с другим лаосским оператором – ETL, переместилась на четвертое. Почти за полтора года ее абонентская база увеличилась лишь на треть до 390 000 абонентов, а рыночная доля снизилась с 15,8 до 11,5%. Правда, у Vimpelcom данные другие: в конце февраля 2011 г. Millicom Lao обслуживала 514 000 абонентов, занимая более 25% рынка.

За последние полтора года на сотовом рынке Лаоса значительно обострилась конкуренция, что, в частности, привело к снижению среднемесячного счета на абонента (ARPU), отмечает аналитик Informa Саронграт Вонгсарой. Так, у ETL показатель ARPU снизился с $14,3 до $13,3 в месяц, а у лидера рынка Lao Telecom – с $6,5 до $6,1. Главная причина обострения конкуренции – выход на рынок компании Star Telecom (СП вьетнамской Viettel и лаосской госкомпании LAT), которая со второй половины 2009 г. набрала 1 млн клиентов, проводя агрессивную ценовую политику, объясняет Вонгсарой.

Лаос уже третий рынок Юго-Восточной Азии, куда выходит Vimpelcom. С 2008 г. холдинг владеет 90% оператора Sotelco в Камбодже и 40% GTel Mobile во Вьетнаме, правда, особенных успехов не достиг. В Камбодже его абонентская база за январь – сентябрь 2010 г. практически полностью обновилась из-за высокого оттока и по-прежнему составляет 0,5 млн человек. А развитие GTel Mobile заморожено со II квартала 2010 г.: Vimpelcom отказывается быть единственным инвестором вьетнамской компании, оставаясь ее миноритарием.