Nokia уступает рынок смартфонов уже и в России

Nokia уступает рынок смартфонов, теперь и в России: ее доля сократилась до 41%. Но пока она остается первой

Nokia уступает мир

На мировом рынке смартфонов Nokia во II квартале уступила первое место Apple. Она продала 16,7 млн смартфонов, а Apple – на 3,64 млн больше. На мировом рынке мобильных устройств (телефоны и смартфоны) в I квартале доля Nokia снизилась до 25,1% – на 5,5 п. п. по сравнению с тем же периодом 2010 г. (в штуках, данные Gartner).

Nokia

Производитель телекоммуникационного оборудования. Акционеры: почти 100% акций – в свободном обращении. Капитализация – 15 млрд евро. Финансовые показатели (первое полугодие 2011 г.): выручка – 19,7 млрд евро, чистый убыток – 261 млн евро.

В II квартале 2011 г. доля Nokia на российском рынке смартфонов продолжила падать. Если смотреть поквартально, начиная с IV квартала 2010 г., динамика такая: 57, 52, 41% – это в деньгах и 71, 65, 52% – в штуках. Таковы данные «Связного». У «Евросети» похожие: 41% против 47% в денежном и 62% против 63% в штучном выражении (I квартал 2011 г. к I кварталу 2010 г.). МТС тоже согласна: доля Nokia снижается, в натуральном выражении в первом полугодии она составила 55%, говорит представитель оператора Валерия Кузьменко.

То, что теряет Nokia, прибирает Samsung. По данным «Связного», доля Samsung за первое полугодие выросла с 8% (IV квартал 2010 г.) до 23% (II квартал 2011 г.) в денежном выражении. Nokia уступает позиции в первую очередь Samsung, говорит Кузьменко: корейский производитель выпускает большее число новых моделей и делает ставку на более современную операционную систему Android, в то время как Nokia использует Symbian.

При этом Nokia остается лидером и на российском рынке смартфонов, и на рынке телефонов в целом. На последнем она в натуральном выражении даже наращивает свою долю. По оценке «Связного», в первом полугодии 2011 г. у Nokia был 41% телефонного рынка против 38% за аналогичный период 2010 г. МТС оценивает долю Nokia в 42%.

Кузьменко и представитель «Связного» Елена Ноготкова объясняют это хорошими продажами бюджетных моделей Nokia. За сохранение позиций Nokia платит снижением цены аппаратов: в первом полугодии 2011 г. они подешевели на 24% (по сравнению с концом второго полугодия прошлого года), отмечает Ноготкова.

По данным «Евросети», доля Nokia в денежном выражении в январе – мае была такой (помесячно): 43, 47, 44, 43, 41% – если не падает, то точно не растет.

Представитель Nokia не стал комментировать эти оценки.

Проблема Nokia – в дефиците знаковых новинок, а также в короткой по сравнению, например, с Samsung линейкой аппаратов во всех ценовых категориях, считает гендиректор ИАА Telecomdaily Денис Кусков. Ситуация на российском рынке смартфонов для Nokia может развернуться в 2012 г., когда в продажу поступят телефоны на новой для Nokia платформе Microsoft Windows Mobile 7, предполагает он.