Qiwi экспортирует терминалы в США

Процессинговая компания Qiwi ищет партнеров, чтобы до конца 2012 г. установить в США пилотную партию в 100 платежных терминалов

Группа Qiwi собирается до конца 2012 г. запустить на территории Кремниевой долины 100 платежных терминалов, рассказал «Ведомостям» ее президент Андрей Романенко. Работать в США Qiwi планирует по агентской схеме, как и в России, когда терминалы принадлежат агентам, получающим комиссионные. Многие агенты Qiwi в России и СНГ хотят начать работу в США, уверяет Романенко. Осмыслив результаты пилотного проекта, Qiwi сформирует более конкретные планы развития на рынке США.

Qiwi Ltd.

Процессинговая компания. акционеры – менеджмент (63,7%), Mail.ru Group (21,4%), Mitsui (14,9%). финансовые показатели (МСФО, 2011 г.): неаудированная выручка – 380 млрд руб.

По мнению Романенко, многие американцы не стремятся открывать банковские счета или совершать все платежи через банки: им удобнее снять деньги со счета и заплатить наличными. По оценке Qiwi, наличными или пластиковыми скретч-картами в США вносится более 50% платежей за услуги операторов связи. Романенко и сам торговал скретч-картами, пока в 2005 г. не занялся терминалами, которые к 2007 г. практически вытеснили платежи «пластиком» в России. В США операторы готовы платить за прием платежей комиссию в 5–10% от суммы платежа, оценивает Романенко. В России это 2% и даже меньше.

Гендиректор «Связного» Денис Людковский поддерживает идею выхода Qiwi за пределы России. В США популярны платежи пластиковыми картами, но даже 1% платежей американским операторам сотовой связи стал бы серьезной суммой, замечает он. По оценке IDC, доходы сотовых операторов США в 2011 г. превысили $190 млрд (с учетом продаж телефонов).

Qiwi не первая российская компания, которая займется платежными терминалами на территории США. Похожий, но безуспешный опыт уже был у компании Paycash, одной из основателей платежной системы «Яндекс.Деньги». В 2002 г. стало известно, что крупная американская сеть продуктовых магазинов 7-Eleven договорилась с Paycash об использовании российского ПО в пилотном проекте – 100 банкоматах с функцией приема наличных Vcom. Планы развивать сеть терминалов 7-Eleven аргументировала так же, как и сейчас Qiwi: половина покупателей сети 10 лет назад вообще не имела кредитных карт, а у 37 млн американцев не было и никакого банковского счета. Но в 2007 г. 7-Eleven продала подразделение финансовых услуг вместе с сетью из 5500 банкоматов (из них 2000 терминалов Vcom) компании Cardtronics за $138 млн. «Тот проект опередил свое время, терминалы были слишком дорогими», – объясняет один из основателей Paycash, Виктор Достов. У Qiwi, по его мнению, намного больше шансов преуспеть в США.