Статья опубликована в № 3076 от 06.04.2012 под заголовком: Пострадали от жадности

Платежные терминалы поплатились за жадность

В 2011 г. в России впервые сократилось количество транзакций по оплате различных услуг, совершенных через платежные терминалы и кассы магазинов. Пользователей отпугнул рост комиссий
Рост заканчивается. 21%

на столько вырос в 2009 г. оборот российского рынка моментальных платежей по сравнению с 2008 г. (данные НАУЭТ). В 2010 г. рост составил 19%, в 2011 г. – 15%. По итогам 2011 г. оборот рынка составил более 892 млрд руб.

Количество моментальных платежей за услуги связи, интернет-доступа и т. д. неуклонно росло с момента появления такого сервиса в 2001 г. В 2011 г. таких транзакций впервые стало меньше, говорит председатель комитета Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Борис Ким. В 2008 г. их было 5,4 млрд, в 2009 и 2010 гг. – по 5,9 млрд, а в 2011 г. – 5,7 млрд, следует из отчета НАУЭТ. Тенденция к уменьшению количества платежей наметилась еще в первой половине 2011 г., когда их было совершено на 0,2% меньше, чем годом ранее, напоминает Ким. Теперь пользователи предпочитают платить реже, но большими суммами – в первую очередь за сотовую связь, объясняет он. Дело в росте комиссии, которую взимает с плательщика владелец терминала: если в 2009 г. за перевод денег на мобильный счет нужно было заплатить примерно 5% комиссии, то в 2011 г. – в среднем 8%.

Большинство владельцев терминалов устанавливают для крупных платежей (от 500–1000 руб. и выше) минимальную внешнюю комиссию или вообще обнуляют ее, рассказывал ранее «Ведомостям» владелец одной из терминальных сетей. Таким образом, объяснял он, они стимулируют клиента платить за услуги напрямую, а не через системы электронных денег вроде «Qiwi-кошелька», за пополнение которого владелец терминала получает максимум 1% от суммы транзакции. Устанавливая же беспроцентный для абонента платеж, терминальщики получают повышенное вознаграждение от оператора (в среднем чуть менее 1,5%).

По данным НАУЭТ, в 2011 г. платежи за сотовую связь составляли 66% от общего оборота рынка моментальных платежей против 73,5% в 2010 г.

Высокие внешние комиссии платежных терминалов – глобальная причина сокращения числа транзакций через эти устройства, согласен топ-менеджер одной из платежных систем. Плательщики все чаще ищут альтернативу: банки, магазины сотовых ритейлеров и др. В «Связном» объемы платежей постоянно растут, подтверждает представитель ритейлера Елена Ноготкова – правда, основная их часть идет не через кассы, а через собственные терминалы ритейлера.

Перераспределение клиентских потоков от терминалов и непрофильного ритейла в сторону сотового ритейла закономерно, считает вице-президент «Евросети» по коммерции Виктор Луканин. «Евросеть», по его словам, принимает большинство платежей без внешней комиссии, при этом количество ее партнеров (чьи услуги можно оплатить) и география присутствия салонов расширяются. Снижение комиссии с 1,5% до нуля может поднять количество транзакций и оборот по платежам в пользу компании в 3–5 раз, объясняет Луканин.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать