Tele2 потратился на рекламу в России

Российская «дочка» шведского оператора Tele2 с начала года активно подключала новых абонентов, воспользовавшись прекращением ценовых войн «большой тройки». Это позволило компании увеличить выручку во II квартале на 14,6%
М.Стулов/ Ведомости

Tele2 в первом полугодии 2012 г. активно подключала новых абонентов, рассказал «Ведомостям» президент «Tele2 Россия» Дмитрий Страшнов. В результате чистый прирост ее абонентской базы составил почти 1 млн активных sim-карт. Благодаря этому выручка компании во II квартале 2012 г. выросла на 14,6% до 14,6 млрд руб. по сравнению с тем же периодом 2011 г.

В отличие от Tele2 все компании «большой тройки» показали чистый отток абонентов. Число активных sim-карт в России в I квартале 2012 г. впервые снизилось (см. врез). Дело в том, что МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» в прошлом году отказались от гонки за численностью абонентской базы, сконцентрировавшись на эффективности бизнеса и лояльности абонентов.

Tele2

Телекоммуникационный холдинг. Работает в 11 странах Европы, включая Россию. Акционеры – Investment AB Kinnevik (47,5% голосующих акций), Swedbank Robur (3,23%) и др. Капитализация – $7,46 млрд. Выручка (МСФО, 2011 г.) – 40,75 млрд шведских крон ($5,9 млрд). Чистая прибыль – 4,9 млрд шведских крон ($710 млн).

Чтобы нарастить абонентскую базу, «Tele2 Россия» пришлось вложиться в рекламу и маркетинг. Дополнительные затраты сказались на рентабельности по EBITDA – по сравнению со II кварталом 2011 г. она сократилась с 39 до 37%. Но сам показатель EBITDA вырос на 7% – с 5 млрд до 5,4 млрд руб. Обычно в первом полугодии маркетинговая активность бизнеса снижается, говорит Страшнов. Зато падает стоимость рекламы, а значит, снижается стоимость привлечения одного абонента, радуется он. Благодаря контрактам с крупнейшими федеральными ритейлерами и работе собственной монобрендовой сети «Tele2 Россия» теперь подключает более качественных абонентов, уверяет Страшнов. Действительно, средний месячный счет на абонента (ARPU) вырос до 229 руб. c 220 руб. во II квартале 2011 г., а использование сети (MoU) – с 243 минут до 262 минут, следует из отчетности оператора.

Рост абонентской базы Tele2 скорее всего идет не за счет переключения чужих абонентов, а за счет покупки второй – дешевой sim-карты в дополнение к существующему контракту с федеральным оператором, говорят сотрудники двух сотовых компаний. Обычно Tele2 выставляет дешевые тарифы ниже стоимости интерконнекта, привлекая этим много говорящих абонентов, объясняет один из них. За счет этого растет MoU и даже ARPU, но страдает рентабельность. Долго это продолжаться не может, когда EBITDA снизится до критического для компании уровня, Tele2 придется повысить цены, рассуждает он. Абонентская база растет у всех операторов и говорить о том, что абоненты переключались на какого-то одного оператора, некорректно, считает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева.