TNS недомерила «В контакте»

Исследовательская компания TNS искажает данные по аудитории в российском интернете, заявил основатель социальной сети «В контакте» Павел Дуров. TNS признала, что в июле в ее системе случился сбой, но платных отчетов для клиентов он не коснулся
Brian Snyder/ Reuters

ООО «В контакте»

Социальная сеть. Акционеры – Mail.ru Group (39,99%), Вячеслав и Михаил Мирилашвили (40%), Павел Дуров (12%), Лев Левиев (8%). Финансовые показатели (РСБУ, 2011 г.): Выручка – 3,29 млрд руб., Чистая прибыль – 516,5 млн руб.

«Вконтакте» вчера объявила, что прекращает сотрудничать с TNS и вскоре уберет счетчики со страниц своего сайта. TNS недавно внесла изменения в уже опубликованные отчеты, заявил гендиректор «В контакте» Павел Дуров. «Уровень доверия к цифрам TNS на рынке опустился ниже отметки, при которой имело бы смысл поддерживать отношения с этой компанией», – сетует он. Суть претензий он не уточнил.

Заменить TNS Дуров хочет статистикой британской Comscore и российского сервиса статистики Liveinternet. «В контакте» открыла доступ к статистике своей посещаемости в Liveinternet. Из нее следует, что 10 сентября на сайт VK.com зашли 38,4 млн пользователей, на 50% больше среднесуточной популярности в сентябре 2011 г. Впрочем, эти данные не заменяют отчетов TNS. Открытая часть статистики Liveinternet дает понимание общей аудитории проекта, тогда как TNS публикует оценку российской аудитории «В контакте».

TNS в рамках проекта Web Index поставляет компаниям-партнерам данные по посещаемости интернет-сайтов жителями городов России с населением больше 100 000 человек и в них никаких изменений не было, утверждает директор по корпоративным коммуникациям TNS Анна Лачко. Однако в июле 2012 г. TNS впервые показала дополнительные данные по посещаемости жителей населенных пунктов России с населением меньше 100 000 в компьютерной программе iStar, и при первой подгрузке данных произошел технический сбой. TNS пришлось обновить эти цифры позже, признает Лачко. Но в отчетах, которые TNS предоставляет своим клиентам, никаких изменений не было, уточняет она.

TNS, Comscore и Liveinternet используют разные методики подсчета пользователей и в Mail.ru Group сотрудничают со всеми тремя компаниями – каждая из методик отвечает требованиям определенной аудитории на рынке, говорит представитель пресс-службы компании. Сбой в TNS он комментировать не стал. В платном отчете, который Mail.ru Group получила от TNS, никаких сомнительных данных не было, уверяет близкий к группе источник. В «Яндексе» доверяют данным TNS в рамках тех требований, которые можно предъявить к панельным измерениям аудитории, говорит директор по маркетингу сервисов «Яндекса» Андрей Себрант. По его словам, за годы сотрудничества с TNS у «Яндекса» не возникало ситуаций, которые создали бы компании значительные трудности. Проблемы случаются у всех измерителей – важно, чтобы они своевременно сообщали о них клиентам и держали в курсе происшедшего, рассуждает Себрант.

Отчеты TNS – стандарт в измерении аудитории, их используют в большинстве рекламных агентств и для всех клиентов, говорит гендиректор рекламного агентства AdWatch Isobar Андрей Чернышов. Он считает, что о нерелевантности цифр TNS можно было бы говорить, если бы кроме «В контакте» в них усомнился бы кто-то еще. По словам Чернышова, расхождения между собственными данными сайтов о посещаемости и оценками, тем более проводимыми через опросы, всегда существуют, но сомнения разрешаются «в рабочем порядке» и никогда это вопросов не вызывало, резюмирует он.