Статья опубликована в № 3332 от 22.04.2013 под заголовком: Смартфоны не помогли

В России сократились продажи сотовых телефонов

Продажи мобильных телефонов в I квартале 2013 г. снизились впервые после кризисного 2009 года. Люди стали чаще покупать дорогие телефоны, но реже менять их, считают эксперты
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Смартфоны принесли 78% всей выручки от продаж мобильных телефонов
М. Стулов / Ведомости

В январе – марте 2013 г. в России было продано 8,6 млн сотовых телефонов (и обычных, и смартфонов), следует из отчета «Евросети». Это на 8,1% меньше, чем в I квартале 2012 г. Это первое падение продаж после кризисного 2009 года.

В I квартале этого года росли только продажи смартфонов (+34,1% к аналогичному периоду 2012 г.). Но это не компенсировало снижения популярности обычных телефонов, продажи которых снизились за год на 24,4%. «Только по официальным данным, в 2012 г. инфляция в России составила 6,6%. Из-за этого покупатели с низким уровнем дохода, которые чаще всего покупают недорогие телефоны, отложили покупки», – объясняет президент «Евросети» Александр Малис. Доля обычных телефонов на рынке постепенно сокращалась и раньше, отмечает он, но стремительное падение продаж в этом сегменте происходит впервые. По мнению Малиса, это свидетельствует о надвигающейся рецессии: стагнация наблюдается и на других направлениях ритейла, кроме продуктового.

По итогам 2013 г. продажи телефонов в России в натуральном выражении окажутся ниже прошлогодних, прогнозирует Малис. Хотя в денежном выражении рынок по-прежнему будет расти – прежде всего за счет растущей доли смартфонов и, как следствие, увеличивающейся средней цены одного устройства.

Падение продаж мобильных телефонов в январе – марте этого года зафиксировал и «Связной», говорит исполнительный вице-президент группы Майкл Тач. По подстчетам «Связного», их продажи по сравнению с тем же периодом 2012 г. упали на 6%. Тач согласен, что причиной падения стало снижение популярности обычных телефонов. Об этом свидетельствует, по его мнению, и рост продаж смартфонов в натуральном выражении на 37%, а также рост рынка телефонов в целом в денежном выражении (на 14% до 45 млрд руб.), наблюдающийся на фоне снижения продаж в штуках.

В 2013 г. продажи телефонов в России, возможно, окажутся ниже, чем в прошлом, прогнозировал в начале февраля гендиректор «Связного» Денис Людковский. Он объяснял это ростом спроса на смартфоны: если в 2011 г. на них приходилось 20% штучных продаж мобильных телефонов и 49% в деньгах, то в 2012 г. – 30 и 67% соответственно. По данным TelecomDaily, сейчас обычный сотовый телефон стоит в России 4200 руб., смартфон – 10 500 руб. А более дорогие аппараты пользователи меняют реже, чем дешевые.

Сокращение объема продаж мобильных телефонов ожидаемо и связано в первую очередь со снижением в начале 2013 г. покупательской активности по сравнению со второй половиной 2011 и 2012 гг., говорит представитель МТС Ирина Агаркова. В те годы банки активно кредитовали покупателей розничных сетей, а ритейлеры регулярно снижали цены, что стимулировало рост продаж и привело к временному насыщению рынка, объясняет она. Но в денежном выражении в первые три месяца 2013 г. рынок вырос более чем на 12%, так как спрос сместился в сторону более дорогих устройств – смартфонов, резюмирует Агаркова.

Но продажи падают не только из-за спада покупательской активности, считает Малис. Еще одна глобальная проблема российского ритейла – рост серого рынка (ввоза телефонов в обход официальных каналов или контрабандой). По его данным, в 2011 г. в российскую розницу таким образом попало около 3% телефонов, а в 2012 г. – уже около 10%. Росту серого рынка способствовало принятие поправок в Уголовный кодекс, отменяющих уголовную ответственность за контрабанду. Телефонные контрабандисты не платят ни НДС (18%), ни таможенные пошлины за ввоз аппаратов, а зачастую продают телефоны, прошедшие ремонт и упакованные в новые корпуса, под видом новых аппаратов, сетует Малис.

Объемы ввоза серых телефонов в России действительно очень велики, возможно, они даже больше, чем предполагает «Евросеть», – около 15%, соглашается представитель розничной сети «М.видео» Антон Пантелеев. Серый рынок негативно влияет на все сегменты рынка бытовой техники и электроники, в том числе телефоны, констатирует он. Тем не менее в «М.видео» в I квартале 2013 г. продажи телефонов в натуральном выражении, наоборот, увеличились на 11%.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more