В России сократились продажи сотовых телефонов

Продажи мобильных телефонов в I квартале 2013 г. снизились впервые после кризисного 2009 года. Люди стали чаще покупать дорогие телефоны, но реже менять их, считают эксперты
Смартфоны принесли 78% всей выручки от продаж мобильных телефонов/ М. Стулов/ Ведомости

В январе – марте 2013 г. в России было продано 8,6 млн сотовых телефонов (и обычных, и смартфонов), следует из отчета «Евросети». Это на 8,1% меньше, чем в I квартале 2012 г. Это первое падение продаж после кризисного 2009 года.

В I квартале этого года росли только продажи смартфонов (+34,1% к аналогичному периоду 2012 г.). Но это не компенсировало снижения популярности обычных телефонов, продажи которых снизились за год на 24,4%. «Только по официальным данным, в 2012 г. инфляция в России составила 6,6%. Из-за этого покупатели с низким уровнем дохода, которые чаще всего покупают недорогие телефоны, отложили покупки», – объясняет президент «Евросети» Александр Малис. Доля обычных телефонов на рынке постепенно сокращалась и раньше, отмечает он, но стремительное падение продаж в этом сегменте происходит впервые. По мнению Малиса, это свидетельствует о надвигающейся рецессии: стагнация наблюдается и на других направлениях ритейла, кроме продуктового.

По итогам 2013 г. продажи телефонов в России в натуральном выражении окажутся ниже прошлогодних, прогнозирует Малис. Хотя в денежном выражении рынок по-прежнему будет расти – прежде всего за счет растущей доли смартфонов и, как следствие, увеличивающейся средней цены одного устройства.

Падение продаж мобильных телефонов в январе – марте этого года зафиксировал и «Связной», говорит исполнительный вице-президент группы Майкл Тач. По подстчетам «Связного», их продажи по сравнению с тем же периодом 2012 г. упали на 6%. Тач согласен, что причиной падения стало снижение популярности обычных телефонов. Об этом свидетельствует, по его мнению, и рост продаж смартфонов в натуральном выражении на 37%, а также рост рынка телефонов в целом в денежном выражении (на 14% до 45 млрд руб.), наблюдающийся на фоне снижения продаж в штуках.

В 2013 г. продажи телефонов в России, возможно, окажутся ниже, чем в прошлом, прогнозировал в начале февраля гендиректор «Связного» Денис Людковский. Он объяснял это ростом спроса на смартфоны: если в 2011 г. на них приходилось 20% штучных продаж мобильных телефонов и 49% в деньгах, то в 2012 г. – 30 и 67% соответственно. По данным TelecomDaily, сейчас обычный сотовый телефон стоит в России 4200 руб., смартфон – 10 500 руб. А более дорогие аппараты пользователи меняют реже, чем дешевые.

Сокращение объема продаж мобильных телефонов ожидаемо и связано в первую очередь со снижением в начале 2013 г. покупательской активности по сравнению со второй половиной 2011 и 2012 гг., говорит представитель МТС Ирина Агаркова. В те годы банки активно кредитовали покупателей розничных сетей, а ритейлеры регулярно снижали цены, что стимулировало рост продаж и привело к временному насыщению рынка, объясняет она. Но в денежном выражении в первые три месяца 2013 г. рынок вырос более чем на 12%, так как спрос сместился в сторону более дорогих устройств – смартфонов, резюмирует Агаркова.

Но продажи падают не только из-за спада покупательской активности, считает Малис. Еще одна глобальная проблема российского ритейла – рост серого рынка (ввоза телефонов в обход официальных каналов или контрабандой). По его данным, в 2011 г. в российскую розницу таким образом попало около 3% телефонов, а в 2012 г. – уже около 10%. Росту серого рынка способствовало принятие поправок в Уголовный кодекс, отменяющих уголовную ответственность за контрабанду. Телефонные контрабандисты не платят ни НДС (18%), ни таможенные пошлины за ввоз аппаратов, а зачастую продают телефоны, прошедшие ремонт и упакованные в новые корпуса, под видом новых аппаратов, сетует Малис.

Объемы ввоза серых телефонов в России действительно очень велики, возможно, они даже больше, чем предполагает «Евросеть», – около 15%, соглашается представитель розничной сети «М.видео» Антон Пантелеев. Серый рынок негативно влияет на все сегменты рынка бытовой техники и электроники, в том числе телефоны, констатирует он. Тем не менее в «М.видео» в I квартале 2013 г. продажи телефонов в натуральном выражении, наоборот, увеличились на 11%.