Как Google экономит на налогах

На Западе продолжается кампания по борьбе с налоговыми уклонистами. На этот раз место действия – Великобритания, а объект – Google. Британские парламентарии выпустили доклад, в котором рассказали, как именно, с их точки зрения, компания лишает страну налогов
Д. Гришкин/ Ведомости

Комитет по госбюджету парламента Великобритании выпустил доклад (датирован 10 июня), в котором пытается разобраться, как вышло, что Google, получив в 2006–2011 гг. в британском сегменте интернета рекламную выручку в $18 млрд, заплатила с нее налог всего в $16 млн, или меньше 0,1%.

Налоговики против парламентариев. Pro:

«Чтобы избежать налогов в Великобритании, Google приводит глубоко неубедительный аргумент о том, что продажи британским клиентам происходят в Ирландии. Но есть явные свидетельства того, что огромное большинство сделок происходит в Великобритании». Доклад парламентского комитета по госбюджету Великобритании, июнь 2013 г.

Contra:

«Зарубежные торговые компании-нерезиденты, у которых нет отделения в Великобритании, но есть здесь клиенты, будут платить налог на прибыль в тех странах, где эти компании находятся <...> Это не уклонение от налогов – просто так устроены законы». Заявление Королевской налоговой и таможенной службы, октябрь 2012 г.

Охота на уклонистов

Оптимизация налогов с использованием офшоров не противоречит законам, но в последнее время вызывает все большее недовольство в обществе, в частности в американском. За последний год подкомитет по расследованиям сената США предъявлял претензии как минимум трем транснациональным компаниям. В мае он выпустил доклад, из которого следует, что Apple за последние четыре года недоплатила как минимум $44 млрд налогов. Apple искала и обрела «священный Грааль неплательщика налогов», заклеймил компанию председатель подкомитета, сенатор-демократ Карл Левин. А в сентябре 2012 г. этот же подкомитет выпустил доклад, посвященный Microsoft и Hewlett-Packard. Из него следовало, что Microsoft за 2009–2011 гг. недоплатила $4,5 млрд налогов, а Hewlett-Packard нашла способ не только загнать прибыль в офшоры, но и вернуть ее в Америку в виде займов, которых только за 2010 г. получила от $6 млрд до $9 млрд.

В Великобритании Google зарабатывает на рекламе в интернете больше всех: в 2013 г. на нее придется 44% рынка в $9,52 млрд, по оценке eMarketer. Для сравнения: по той же оценке, доля одного из самых популярных сайтов интернета – соцсети Facebook в 2013 г. составит всего 5%.

«Совершенно противоестественная система налоговых выплат в компании [Google] не имеет никаких других задач, кроме как избежать британских налогов», – заявила агентству Reuters Маргарет Ходж, председатель парламентского комитета по госбюджету.

Из доклада парламентариев следует, что Google с этим не согласна. На парламентских слушаниях в ноябре 2012 г. Мэтт Бриттин, вице-президент Google по Северной и Центральной Европе, заверил участников, что Google платит налоги в полном соответствии с законами Великобритании. По его словам, львиная доля продаж Google за пределами США ведется из Ирландии, а британская «дочка» заработала в 2011 г. всего 396 млн фунтов и заплатила 6 млн фунтов налогов. Эта выручка получена за услуги 1300 сотрудников Google по продвижению продуктов в Великобритании, по обучению сотрудников компаний-клиентов, по сервисной поддержке системы поиска, электронной почты Gmail и других решений. Но продажей рекламы британские сотрудники Google не занимаются, объяснил Бриттин, это дело ирландского офиса. «Никто (в Великобритании. – «Ведомости») ничего не продает», – сказал он, а значит, у Google нет в Великобритании «постоянного представительства». Между тем по соглашению между Ирландией и Великобританией ирландская компания должна платить налог на прибыль в Великобритании, только если у нее в стране есть постоянное представительство. Выходит, Google ничего не должна.

Британские парламентарии с этим не согласны. Они уверены, что Google продает рекламу через офис в Лондоне: об этом, в частности, рассказывается в расследовании Reuters, опубликованном 1 мая. Агентство делает свои выводы на основании опроса сотрудников британских агентств интернет-рекламы. «Все люди, с которыми вам приходится иметь дело, находятся в Лондоне, – сообщил основатель рекламного агентства Addictive Саймон Эндрюс. – Вы никогда ничего не узнаете про это в Дублине, если не изучите детально адрес на платежных поручениях». Сотрудник агентства Stickyeyes Эндрю Джонсон рассказал, что часто встречается и договаривается с менеджерами Google в Лондоне: «Они могут рассматривать это как договоренности по новым продуктам, но мы называем это договоренностями о продажах». Reuters также сослалось на профили 150 сотрудников Google из Лондона в деловой соцсети LinkedIn, в которых те рассказывают о разработке стратегии продаж, управлении командами продаж, закрытии сделок по продаже и т. д.

После публикации расследования Reuters Бриттин прислал в парламентский комитет по госбюджету письмо, в котором назвал свои ноябрьские показания «честными», а статью Reuters – «осознанно вводящей в заблуждение». Это письмо не убедило комитет, и тот провел новые слушания. На них два бывших сотрудника британского офиса Google представили документы, которые подтверждают версию Reuters. Например, о выплате сотрудникам в Британии бонусов, связанных с продажами рекламы. А также документы, из которых следует, что переговоры о размещении рекламы полностью вели британские сотрудники интернет-компании. Свидетели прямо заявили комитету, что перед сотрудниками британского офиса Google ставит задачи по продаже рекламы и платит им бонусы, если те выполняют план по продажам.

Позиция Бриттина не изменилась: сотрудники в Британии занимаются лишь продвижением, но не продажами: «Они определенно пытаются вдохновить людей тратить деньги с Google, но никто у них ничего не покупает».

Королевская налоговая и таможенная служба встала на сторону Google. На слушаниях постоянный секретарь и гендиректор службы Лин Гомер отвергла обвинения парламентариев. «Мы следим за сбором налогов по законам – национальным, европейским, международным, и это требует профессиональных экспертных знаний. Я боюсь, что это то, что мы умеем несколько лучше, чем комитет».

Тем не менее авторы доклада рекомендовали налоговой и таможенной службе провести расследование работы Google в стране, а самой Google для восстановления «доверия общества» начать платить налоги там, где она получает выручку, т. е. в Великобритании.