АФК «Система» и подконтрольная ей МТС приобретают по 10,8% Ozon

Вместе покупатели заплатят $150 млн - это рекордный объем инвестиций для российской онлайн-розницы
Andrey Rudakov / Bloomberg

АФК «Система» и МТС подписали обязывающие соглашения о покупке долей в крупном российском онлайн-ритейлере Ozon, сообщили участники сделки вчера. АФК и МТС получат по 10,8% компании. Ритейлер привлекает $150 млн инвестиций (каждый из покупателей заплатит по $75 млн), и, по его собственным данным, это станет новым рекордом по инвестициям в российской электронной коммерции. Последние крупные инвестиции в 2013 г. привлекла компания Lamoda - $130 млн, предыдущий рекорд тоже принадлежал Ozon ($100 млн в 2011 г.).

В ходе сделки весь Ozon был оценен в $694 млн при валовом обороте за 2013 г. в 15,27 млрд руб. ($467 млн по курсу на конец прошлого года), а выручке - 7,77 млрд руб. ($237 млн). Обычно компании оцениваются в зависимости от технологичности и роста их оборота, говорил ранее гендиректор онлайн-гипермаркета Wikimart Максим Фалдин: вертикальные нишевые игроки, растущие на уровне рынка, могут стоить 20-40% от оборота; мультикатегорийные, быстрорастущие и масштабируемые - до 100%.

«Система» и МТС приобретают допэмиссию Ozon, а фонд Baring Vostok Private Equity Fund останется крупнейшим акционером компании. До закрытия сделки у фонда 43,3% ритейлера. Среди других совладельцев - ru-Net, Index Ventures, Alpha Associates, Rakuten, Cisco Capital и Holtzbrinck Ventures.

Ozon направит привлеченные средства на развитие существующих проектов и доставки по России, сообщил ритейлер. Сейчас в Ozon входят пять компаний: площадка Ozon.ru, онлайн-магазин обуви Sapato.ru, онлайн-агентство Ozon.travel, служба доставки «О-Курьер» и Ozon Solutions, занимающаяся созданием интернет-магазинов.

МТС, по словам ее президента Андрея Дубоскова, будет использовать возможности Ozon для развития собственного интернет-магазина. Партнерство позволит обеим компаниям сэкономить за счет масштаба в торговле смартфонами, планшетами и устройствами бытовой электроники, приведены его слова в сообщении. Сделка дает возможность МТС пользоваться популярным у пользователей онлайн-каналом продаж с большим клиентским трафиком, говорит Рустам Шубенок, директор по развитию продаж группы «Связной». Ozon же может использовать сеть МТС как удобные точки контакта с клиентом, рассуждает он.

Участие в Ozon «дает другим бизнесам «Системы» осуществить множество партнерств и достичь синергии», приводятся в сообщении слова президента АФК Михаила Шамолина. «У нас достаточно большое количество сетевых направлений - и ритейл, и МТС, и РТК, где все это может быть востребовано и все это можно развивать. <...> Принципиально бизнес сам по себе очень комплиментарен нам», - объяснял «Ведомостям» в декабре 2013 г. председатель совета директоров АФК Владимир Евтушенков.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать