Статья опубликована в № 3722 от 24.11.2014 под заголовком: «Яндекс» теряет Explay

Производитель смартфонов Explay отказался от сотрудничества с «Яндексом»

Andrey Rudakov / Bloomberg

Один из крупнейших партнеров «Яндекса» среди производителей мобильных устройств - Еxplay - отказался от сотрудничества, рассказывает представитель «Яндекса» Ася Мелкумова: с сентября во всех новых моделях Explay на ОС Android нет никаких предустановленных сервисов «Яндекса». Гендиректор Explay Эдуард Ващенко говорит, что речь идет только о продуктах на базе Android.

Мобильные телефоны Explay с 2012 г. выпускались в России с широким набором предустановленных приложений «Яндекса». Во II квартале 2014 г., по данным GfK, доля Explay на российском рынке смартфонов составила 5,2%.

Мелкумова связывает разрыв отношений с переключением Explay на выпуск телефонов на базе пакета приложений Google Mobile Services (GMS). Ситуация выглядит так, что для Explay этот отказ является вынужденной мерой, сопряженной с навязанным запретом сотрудничества, считает она. В последние годы Google последовательно усложняет распространение конкурирующих поисковых и других сервисов на мобильных устройствах под управлением Android и в браузере Google Chrome, возмущается Мелкумова.

Директор Explay по маркетингу Оксана Карпухина подтвердила, что с 1 сентября компания заключила соглашение с Google. Отказ от предустановки продуктов конкурентов Google на Android - одно из стандартных условий соглашения вендоров с этой компанией, говорит Ващенко. Представитель Google Светлана Анурова вчера отказалась от комментариев.

GMS включает в себя популярный магазин приложений Google Play, который пользователь не может установить самостоятельно, это может сделать только вендор, заключив соглашение с Google, объясняет Мелкумова. По ее словам, получив Google Play, производители также обязаны установить обширный пакет приложений и служебных сервисов Google, поиск Google по умолчанию, а также разместить весь предустановленный пакет на первом экране смартфона. В некоторых случаях производители заключают с Google соглашение о разделении доходов от мобильной рекламы. В таких соглашениях, как правило, также содержится дополнительный запрет на предустановку конкурирующих с Google сервисов, говорит она.

По словам Мелкумовой, «Яндекс» помогал Explay привлекать российских пользователей и делился доходами от рекламы в мобильном поиске. Она уверена, что решение Explay не отразится на доле «Яндекса» в мобильном поиске: «Яндекс» не является поиском по умолчанию на большинстве устройств на базе Android, но пользователи самостоятельно выбирают «Яндекс», объясняет она. Доля поиска «Яндекса» на Android в России, по внутренним оценкам компании, составляет 47%.

Претензии к Google предъявляют не только российские конкуренты. С 2010 г. Еврокомиссия ведет антимонопольное расследование по жалобе ряда компаний на злоупотребление Google своим доминирующим положением на рынке поисковиков. По их мнению, корпорация недобросовестно продвигает свои продукты и сервисы в ущерб аналогичным продуктам конкурентов. Противниками Google в этом конфликте являются многочисленные компании, в том числе французские и немецкие издатели, а также американские IT-компании вроде Microsoft, Yelp, Expedia и т. п. За это время конкуренты трижды отвергли предварительные варианты мирового соглашения, предусматривающие уступки со стороны Google.

Европарламент готовится призвать Еврокомиссию занять более жесткую позицию в антимонопольном расследовании против Google, написала в пятницу Financial Times. Как следует из проекта документа, с которым ознакомилась газета, парламентарии рассматривают в качестве возможного решения проблемы доминирования Google отделение «поискового механизма от других коммерческих сервисов».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать