Sharp запустит производство дисплеев непрямоугольной формы

Прежде всего японская компания разрабатывает их для использования в автомобилях
Patrick T. Fallon/ /Bloomberg

За прошедшие десятилетия технология изготовления дисплеев успела претерпеть множество изменений, но сами эти изделия пока неизменно оставались плоскими прямоугольниками внезависимости от того, где их использовали: в компьютерах, телевизорах или смартфонах. Вскоре это единообразие должно нарушиться: японская компания Sharp планирует к 2017 г. запустить в массовое производство дисплеи нового типа, форма которых может быть самой разнообразной.

Свои дисплеи "произвольной формы" Sharp разрабатывала прежде всего для использования в автомобилях. Но эта инновационная технология отражает более масштабные изменения, происходящие в японской электронной отрасли. Компании вроде Panasonic, Sony и Hitachi хотят воспользоваться ростом на автомобильном рынке, чтобы компенсировать сокращающийся спрос на телевизоры, ПК и цифровые камеры.

Автопром и сам переживает технологическую революцию, обусловленную ужесточающимися требованиями к экологичности. Переход на электродвигатели и водородное топливо сопровождается усложнением автомобильной электроники - для повышения безопасности и комфортности езды все более широко используются всевозможные сенсоры, камеры и т. п. В результате граница между автомобилестроением и производством электроники размывается. "В наступающей эпохе этих границ не будет", - говорит Содзи Инагаки, генеральный менеджер Toyota, отвечающий за автомобильные системы контроля.

Sharp поставляет дисплеи для автопрома и самолетостроения уже два десятилетия. В последние годы компания стала уделять больше внимания дисплеям малых и средних размеров, ориентируясь на рынок смартфонов и планшетов. "В прошлом мы чрезмерно фокусировались на увеличении технических показателей экранов, - говорит Ясухиса Ито, генеральный менеджер Sharp, возглавляющий разработку дисплеев "произвольной формы". - Но теперь пользователи уже не видят в этом особых достоинств. Поэтому мы в нашей конкурентной борьбе решили сместить фокус на дизайн устройств".

В настоящее время у японских производителей электроники порядка 7-16% всех продаж приходится на продукцию для автомобильного рынка, где объемы заказов достаточно стабильны, а производственные циклы велики.

Panasonic в числе прочего поставляет батареи для американского производителя электромобилей Tesla. К 2019 г. японская компания планирует удвоить свои продажи на авторынке, доведя их до 2 трлн иен ($17 млрд). Помимо батарей автомобильное подразделение Panasonic изготавливает дисплеи, информационные и развлекательные системы, камеры, сенсоры и радары. В октябре Panasonic купила 49% испанской компании Ficosa, производящей автозапчасти.

Sony долгое время действовала на этом рынке не так активно, но сейчас и она планирует нарастить продажи сенсорных систем для автомобилей. "Мы будем инвестировать в создание сенсоров изображений и искать новые области применения для этой продукции", - говорит генеральный директор Sony Казуо Хираи.

По мнению многих аналитиков, японским компаниям на авторынке будет непросто выдержать конкуренцию со стороны как традиционных участников этого рынка, так и крупных IT-компаний вроде Apple, Google и IBM, а также стартапов вроде израильской компании Mobileye, создающей системы автоматического вождения. Аналитик из BNP Paribas Масахиро Вакасуги полагает, что японцы могут воспользоваться в этой конкуренции ростом требований к безопасности на дорогах. "Здесь у японских компаний есть преимущество в плане обеспечения качества", - говорит Вакасуги. Благоприятным фактором являются и давние связи Hitachi, Panasonic и других поставщиков электроники с японскими автомобилестроителями. "Но теперь это производство охватывает такое многообразие высокотехнологичных компонентов, что для успешной конкуренции мы должны пристально следить и за традиционными поставщиками, и за новыми участниками рынка", - предупреждает Содзи Инагаки.

Перевел Александр Силонов