«Триколор ТВ» повышает тарифы

Крупнейший в России оператор платного ТВ «Триколор ТВ» отменяет дешевые тарифы, переводя их пользователей на более дорогие. Его примеру могут последовать и другие операторы
«Триколор» разморозил цены на свои услуги/ М. Стулов/ Ведомости

С 26 января «Триколор ТВ» унифицирует основную услугу: ТВ-пакеты стоимостью 600 и 900 руб. в год будут отменены, а основным станет пакет стоимостью 1200 руб. в год, следует из сообщения оператора. Абоненты, платившие 600 или 900 руб., начнут платить 1200 руб. в год начиная с 2016 г., уточнил источник, близкий к компании. Абоненты, уже оплатившие год использования «Триколор ТВ», начнут платить по-новому только после того, как закончится оплаченный период, уточняет представитель «Триколора» Елизавета Капралова.

Возможно, тарифы «Триколор ТВ» и не влияют на кабельных операторов, но операторы спутникового ТВ вынуждены выстраивать свою тарифную политику с оглядкой на него, отмечает директор по маркетингу и продажам «НТВ-плюс» Алексей Журавлев. «Триколор» первым вывел на рынок сверхдешевые тарифы (50 руб. в месяц) и, чтобы подключать абонентов, другие спутниковые операторы должны были также работать в формате дискаунтеров, объясняет он. «НТВ-плюс», предложившая подписку за 29 руб. в месяц в октябре 2013 г., к январю 2015 г. практически удвоила абонентскую базу, приводит Журавлев пример. Повышение тарифов «Триколор ТВ» дает другим операторам большую свободу в плане тарификации, считает он. По его словам, повышение тарифов обсуждается и в «НТВ-плюс». Насколько они могут вырасти и когда, Журавлев не говорит.

Самый крупный. 10,9

млн абонентов обслуживал, по данным «ТМТ консалтинга», к началу 2015 г. «Триколор ТВ». Он занимает первое место по размеру абонентской базы платного ТВ, его доля на этом рынке составляет 29%

Сколько абонентов «Триколор» планирует перевести на повышенный тариф, Капралова не говорит. Она настаивает, что изменения не означают повышения тарифа - «Триколор ТВ» просто выравнивает тарифы под существующие. Кроме того, новый пакет включает в себя больше телеканалов, чем прежние, отмечает она. «Триколор ТВ» с самого начала отличала простота тарифной сетки: в первое время его работы действовал единый тариф и сейчас оператор возвращается к этому, уверяет Капралова.

Изменение тарифов призвано стимулировать переход пользователей низкобюджетных пакетов на более дорогие, а также замену ими принимающего оборудования, в частности покупку ресиверов, поддерживающих HD, рассказывает человек, знакомый с менеджерами «Триколора». Долгое время «Триколор ТВ» был оператором-дискаунтером, но теперь компания прилагает усилия для монетизации абонентской базы, продолжает он. К тому же обвал курса рубля привел к росту стоимости зарубежного телеконтента, добавляет этот человек.

Представители большинства операторов кабельного и интернет-телевидения, опрошенных «Ведомостями», не комментируют действия «Триколора». Возможно, «Триколор ТВ» таким образом хочет увеличить среднюю выручку от одного абонента (ARPU), так как по сравнению с операторами кабельного ТВ этот показатель у крупнейшего спутникового оператора в разы ниже, предполагает представитель «Акадо телекома» Денис Рычка. Низкие тарифы «Триколор ТВ» создавали дисбаланс на всем рынке платного ТВ, что приводило к снижению тарифов на просмотр платных каналов в целом, отмечает он.

Поставщики контента начинают повышать цены для операторов платного телевидения, рассказывали «Ведомостям» сотрудники операторов в декабре 2014 г. Так, крупный владелец кабельных телеканалов Viasat уведомил операторов о необходимости пересмотра условий договора, сообщил один из них. Представители Viasat тогда отказались от комментариев. Представитель МТС Дмитрий Солодовников говорит, что представители Viasat обсуждали с МТС увеличение цены контракта и ее привязку к курсу валюты. Цены на импортный телеконтент для операторов зависят от курсов валют, а курс доллара с конца 2013 г. вырос почти вдвое, сетует источник, близкий к одному из операторов платного ТВ. Но рост курса доллара не приведет к такому же увеличению тарифов: операторы договариваются с зарубежными партнерами о снижении цен, перепакетировании каналов, возможен и отказ от части контента, объясняет собеседник «Ведомостей». Он предполагает, что в течение 2015 г. рост тарифов может составить до 40%.

Представители МТС и «Вымпелкома» говорят, что их компании пока не собираются менять цены. По словам Рычки, не повышает тарифы на цифровое ТВ и «Акадо». «Ростелеком» сохранит весь набор телеканалов и пакетов, говорит его представитель Валерий Костарев. Правда, с 1 февраля 2015 г. он проиндексирует ежемесячную абонентскую плату за основные пакеты каналов, но их цена изменится не более чем на 30 руб. в месяц, уверяет он. В связи с изменением экономической ситуации операторы платного телевидения вынуждены либо повышать абонентскую плату и стоимость дополнительных опций, либо отказываться от дорогих телеканалов и переформатировать состав ТВ-пакетов, добавляет Костарев.