«Яндекс» пожаловался на Google в ФАС

Операционная система Android не должна быть связана с поиском, считает компания
Сергей Портер/ Ведомости

«Яндекс» подал заявление в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) России на предмет проверки нарушения российского антимонопольного законодательства компанией Google, сообщил сегодня «Яндекс». «Мы считаем, что сервисы для пользователей - такие как поиск, карты, почта и т. д. - необходимо отделить от операционной системы Android. Нам кажется важным вернуть конкуренцию в область качества продукта - когда побеждает не тот, у кого больше рычагов давления, а тот, кто делает лучший сервис», - говорится в сообщении компании. Там же отмечается, что в Европе Еврокомиссия тоже уже расследует ситуацию с доминированием Google на Android.

Начальник управления информационных технологий ФАС Владимир Кудрявцев подтвердил "Ведомостям", что служба получила заявление от "Яндекса" сегодня утром. Обычно ФАС в течение месяца принимает решение о том, стоит ли возбуждать дело о нарушении антимонопольного законодательства. Но в этот раз ФАС постарается побыстрее рассмотреть заявление "Яндекса", так как служба и раньше следила за ситуацией на рынке поиска и жалоба компании не является для нее новостью, рассказывает Кудрявцев.

Правда, заявление "Яндекса" довольно объемное: оно содержит около 200 страниц вместе с приложениями, продолжает он. Кроме того, службе, возможно, понадобится запрашивать дополнительную информацию от других компаний, так как эта ситуация затрагивает не только "Яндекс", но и Google, и другие работающие в России компании, резюмирует сотрудник ФАС.

«Яндекс» доминирует на российском рынке поиска с долей 58,9% (данные Liveinternet за январь 2015 г.), доля Google - 32,8%. Однако за год доля «Яндекса» на этом рынке снизилась на 3 п. п., тогда как доля Google, напротив, выросла - на 6 п. п. Дело прежде всего в росте популярности операционной системы Android от Google, которая установлена на более чем 80% работающих в России смартфонов.

Google владеет ОС Android, на которой работает большая часть мобильных устройств в мире, говорится в сообщении «Яндекса». "Доступ к ключевым компонентам платформы, в частности к магазину приложений Google Play, без которого практически невозможно продавать устройства на Android, производители могут получить только на условиях Google. В результате Google может ставить любые ограничения - вплоть до запрета на сотрудничество с конкурирующими сервисами», - возмущается «Яндекс».

По мнению «Яндекса», открытость Android осталась в прошлом. Основой устройств на Android стал закрытый пакет технологий Google Mobile Services (GMS), включающий магазин приложений Google Play и ряд других компонентов. Зависимость производителей смартфонов и разработчиков от GMS выросла настолько, что Google может диктовать им правила игры. "Если производители не соглашаются продвигать на своих устройствах сервисы Googlе, в частности устанавливать по умолчанию поиск Google, они могут лишиться доступа к компонентам платформы Android, от которых зависит успешность их смартфонов», - говорится в сообщении.

Сам «Яндекс» ощутил остроту этой проблемы в прошлом году, когда Google запретила предустановку всех сервисов «Яндекса» на мобильных устройствах его партнеров - Fly, Explay и Prestigio. Тогда представители этих компаний сообщили «Яндексу», что больше не могут работать с российской компанией из-за того, что такое условие поставила Google.

«Яндекс» считает, что у производителей должен быть выбор - какой поиск по умолчанию будет установлен на их смартфонах и планшетах и вообще какие сервисы им предустанавливать, говорит представитель «Яндекса» Очир Манджиков. По его мнению, установка сервисов для пользователей не должна быть связана с предоставлением Google Mobile Services и Google Play. «И уж тем более компания Google не должна запрещать предустановку приложений конкурентов. Именно поэтому мы говорим о необходимости отделить операционную систему Android от поиска Google и других пользовательских сервисов», - добавляет Манджиков.

"У пользователей всегда есть выбор, какие приложения и сервисы использовать на устройствах Android", - сообщила представитель Google Светлана Анурова. По словам близкого к Google источника, производители устройств могут выбирать, как именно использовать ОС Android - с приложениями Google или без них. То есть производители могут использовать Android и не использовать Google. При этом производители сами принимают решение, какие сервисы устанавливать в устройства - "и тут мы честно конкурируем с "Яндексом", продолжает собеседник "Ведомостей". По его словам, использование этих приложений не является эксклюзивным: даже если приложения Google изначально загружены на устройство, это не исключает загрузку приложений других производителей. Мобильная среда является открытой и пользователи имеют полный контроль над тем, какие сервисы использовать, резюмировал он.

Производители могут выбирать, когда речь идет о выпуске устройств на открытом Android, подчеркивает представитель "Яндекса" Ася Мелкумова. Но сделать востребованное устройство на AOSP, без GMS и Google Play, можно разве что в Китае, где Google Play вообще запрещен, не случайно таких устройств очень мало на рынке. При этом, по нашим сведениям, отдельным производителям Google прямо запретил предустанавливать любые приложения "Яндекса"в обмен на возможность использовать GMS.

Ранее аналитики сразу нескольких инвестбанков (Goldman Sachs, Morgan Stanley, Raiffeisen Centrobank) снизили свои рекомендации по акциям «Яндекса» в связи с высокими рисками для бизнеса российской компании. Они объяснили это не только ухудшающейся экономической ситуацией и спадом рекламного рынка в России, но и все возрастающим давлением со стороны Google. Raiffeisen Centrobank, в частности, сообщил, что не видит другого решения этой проблемы, кроме вмешательства регулятора, который мог бы признать действия Google на российском рынке неконкурентными.