Технологию бесконтактных платежей NFC поддерживают 18% проданных в России смартфонов

Но пока сами такие платежи не стали массовыми
Платежная система Apple Pay может стать ключом к развитию NFC-платежей/ Jordan Strauss/ AP

В 2014 г. на смартфоны с поддержкой технологии NFC (ближней бесконтактной связи) пришлось 18% продаж этих устройств в России, на 1,5 п. п. больше, чем годом ранее, следует из отчета «Евросети». Их доля в выручке от продаж за год выросла с 30 до 35%. Аппараты с поддержкой NFC в среднем вдвое дороже смартфонов без этой функции: средняя цена NFC-смартфонов - около 17 000 руб., тогда как обычный смартфон стоил в 2014 г. примерно 8800 руб. Но если средняя цена смартфона в 2014 г. уменьшилась на 7%, то аппараты с NFC не дешевели, объясняет исполнительный вице-президент Виктор Луканин.

Представитель «Мегафона» Алия Бекетова не раскрыла проникновение NFC-смартфонов в сети оператора. Она говорит, что в 2013 г. «Мегафон» вместе с другими операторами запустил в Казани проект по оплате при помощи NFC проезда в общественном транспорте с мобильных телефонов. Аналогичные проекты оператор реализовал в Петербурге и Екатеринбурге. Кроме того, «Мегафон» совместно с MasterCard и «Ак барс банком» выпустил sim-карту с технологией Mobile MasterCard PayPass, добавляет она.

Бесконтактные платежи с использованием мобильного телефона - это все же новый формат оплаты, считает начальник управления перспективных проектов электронного бизнеса Альфа-банка Михаил Батуев. Поэтому сейчас потенциальная активная аудитория пользователей NFC - это энтузиасты, которых обычно не более 2% от общей аудитории финансовых сервисов, предполагает он. На практике сейчас NFC-платежами пользуется гораздо меньше клиентов финансовых сервисов, уточняет Батуев. В России пока не в полной мере сформирована необходимая для реализации бесконтактных NFC-платежей инфраструктура, да и телефонов, с которых можно платить, еще недостаточно, считает он. Ситуацию может изменить приход в Россию сервиса Apple Pay, который компания открыла в октябре 2014 г., прогнозирует Батуев, поскольку наибольший интерес к подобного рода новинкам проявляют именно пользователи iPhone.

По данным «Связного», доля NFC-смартфонов в общих продажах умных телефонов в 2014 г. осталась неизменной - 16%, а доля в выручке выросла с 29 до 35%, утверждает представитель ритейлера Мария Заикина. Аналитическая компания J'son & Partners Consulting оценивает долю смартфонов с NFC в продажах 2014 г. в России в 17%, а в выручке от продаж - в 35%. Количество POS-терминалов, приспособленных для приема бесконтактных платежей в 2014 г., выросло примерно вдвое, оценивают в J'son & Partners Consulting.

Первые смартфоны с NFC от Apple - iPhone 6 и iPhone 6 Plus - появились только в IV квартале 2014 г., но этого хватило, чтобы по итогам года Apple в этом сегменте заняла 12% рынка (25% по выручке). Правда, NFC-модуль в iPhone в России пока бесполезен - он функционирует только в платежной системе Apple Pay, которая работает еще только в США. Сроков ее появления в России Apple не называет. Лидером рынка NFC-смартфонов в России является Samsung - на него приходится 40% продаж, на втором месте - Sony (28%).

В середине декабря 2014 г. «Евросеть» начала принимать бесконтактные платежи по технологии Mobile MasterCard PayPass с пластиковых карт «Кукуруза» (совместный продукт «Евросети» и платежной системы «Золотая корона») и со смартфонов на Android, NFC-чипы которых привязаны к этим картам. При этом, по словам Луканина, для совершения NFC-платежа в «Евросети» плательщику не обязательно использовать sim-карту определенного сотового оператора или модель смартфона с предустановленным электронным кошельком.

Луканин из «Евросети», как и представители других опрошенных «Ведомостями» участников рынка бесконтактных платежей, затруднился оценить оборот бесконтактных платежей в России. Согласно исследованию Strategy Analytics, оборот мирового рынка NFС-платежей составит к 2017 г. $48 млрд, говорит Луканин. В России он составит не менее 20 млрд руб., а при благоприятном развитии событий достигнет 50 млрд руб., прогнозирует Луканин.

Количество зарегистрированных NFC-устройств в сети МТС в прошлом году удвоилось, проникновение составило 8%, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. Оператор запустил для своих абонентов бесконтактные платежи Mobile MasterCard PayPass в 2012 г. В технологической схеме, которую использует МТС, NFC-смартфон не обязателен: абонент использует поддерживающую NFC sim-карту. В 2014 г. продажи таких sim-карт выросли втрое, говорит Солодовников, настолько же увеличился и оборот NFC-платежей.

В 2014 г. проникновение смартфонов с поддержкой NFC на сети «Вымпелкома» выросло в 4 раза, говорит его представитель Анна Айбашева. По ее словам, в III квартале 2014 г. «Вымпелком» запустил сервис «Карта Билайн», с помощью которого можно делать NFC-платежи с пластиковой карты с помощью смартфона.

CardsMobile (один из проектов группы компаний i-Free) запустила сервис «Кошелек» для бесконтактной оплаты покупок и проезда в транспорте в коммерческую эксплуатацию в конце 2013 г. и основная масса пользователей приложения присоединилась к сервису в 2014 г., передал «Ведомостям» ее гендиректор Кирилл Горыня. К концу года количество установок платежного приложения CardsMobile превысило 700 000, утверждает он. Рынок растет и у сервисов мобильных NFC-платежей появляются новые возможности и перспективы, уверен Горыня.

Несмотря на удобство и простоту применения NFC, массового распространения в России она не получила, резюмирует Заикина из «Связного», поэтому поддержка NFC пока не является важным фактором для российских покупателей при выборе смартфона.