Статья опубликована в № 3814 от 17.04.2015 под заголовком: Гаджеты погнались за рублем

Московские магазины не успевают снижать цены на электронику вслед за укреплением рубля

За два месяца она подешевела в среднем на 5%
Подорожав позже других устройств, смартфоны и дешевеют в последнюю очередь
М. Стулов / Ведомости

За неполных два месяца – с 16 февраля по 13 апреля 2015 г. – цены на потребительскую электронику в московской рознице снизились в среднем всего на 5%, следует из отчета департамента информационных технологий (ДИТ) Москвы. Биржевой курс доллара к рублю за этот период снизился на 17,7%.

Оценки городского ведомства базируются на данных розничных сетей, торговых площадок в интернете, статистике сотовых операторов, а также на собственных измерениях.

По данным ДИТ, сильнее всего снизились цены на компьютеры и комплектующие для них: готовые ПК подешевели на 17,4%; комплектующие, из которых они собираются, – на 9,6–24,8%. Портативная электроника дорожает значительно медленнее: цены на смартфоны снизились чуть более чем на 4,4%, на планшеты в зависимости от диагонали дисплея – на 4,8–11,2%. А некоторые категории электроники даже подорожали: например, «умные» часы – чуть более чем на 3%, USB-модемы – на 11,1–18,8%, устройства для чтения электронных книг – на 14,8%.

Новинки с уценкой

9-10% На столько снизила 14 апреля Apple розничные цены на новые модели iPhone в своем магазине в России. Примерно на столько же снизилась цена на новые флагманские смартфоны Samsung Galaxy S6 и S6 Edge к моменту старта их продаж в ряде российских торговых сетей.

То, что цены на электронику снижаются медленнее, чем дорожает рубль, руководитель аналитического подразделения ДИТ Алексей Чукарин объясняет тем, что ритейлеры еще не распродали запасы гаджетов, закупленных по старым, более высоким ценам. Они ведут себя осторожно, ожидая стабилизации курсов валют, считает он. Он прогнозирует, что более заметное снижение цен может произойти ближе к лету, когда продажи электроники замедляются.

Производители и розничные сети до последнего сдерживали рост цен на телефоны и дорожали они медленнее другой электроники, соответственно, и после отскока рубля дешевеют они тоже медленнее, объясняет Чукарин. Сегмент ПК быстрее всего реагирует на колебания курса, так как поставки здесь короткие и закупки производятся уже по новому курсу, – при этом здесь нет доминирующих производителей, которые бы диктовали рынку свои условия, утверждает он. В сегменте же смартфонов работает несколько мощных игроков со своей корпоративной ценовой политикой, говорит Чукарин. Да и закупочный цикл смартфонов, по его словам, длиннее.

В основных категориях электроники снижение цен составило до 10%, но коснулось еще не всех категорий товаров, утверждает представитель «М.видео». Он напоминает, что цены падают и в телекоммуникационном сегменте: Samsung и Apple снизили цены на новые смартфоны (см. врез). Дальнейшее снижение цен будет зависеть от колебаний курсов валют, говорит он.

Рынок мобильной электроники инертен – изменения розничных цен отстают от курсов валют, соглашается с Чукариным представитель МТС Дмитрий Солодовников. У розничных сетей большие складские запасы закупленного по старым ценам товара – именно поэтому рост цен на смартфоны в России произошел не летом 2014 г., когда началось падение рубля, а осенью, считает он. По тому же принципу сейчас снижаются цены, объясняет Солодовников. Кроме того, апрель – месяц наименьшей покупательской активности в мобильной рознице, это тоже влияет на цены, считает он.

Цены на бытовую технику и электронику в конце прошлого года были необоснованно взвинчены, считает руководитель департамента закупок «Евросети» Алексей Широков. Поэтому их возвращение к более адекватным уровням оказалась заметнее, чем, например, в случае со смартфонами, цены на которые изначально выросли незначительно на фоне других товаров, отмечает он.

Колебания цен в пределах 5–10% характерны для рынка электроники и в последние несколько лет происходят без связи с изменениями курсов валют, уверяет представитель «Связного» Мария Заикина. Они могут быть связаны с конкурентной ситуацией на рынке, а также с точечными изменениями цен, например из-за акций, приуроченных к праздникам – 14 февраля, 23 февраля или 8 марта, объясняет она.