Технологии
Бесплатный
Екатерина Брызгалова|Мария Кунле

НМГ увеличила долю в РЕН ТВ до 82%

Холдинг выкупил 14% акций у кипрского офшора, чтобы выполнить требования закона о СМИ

Холдинг «Национальная медиа группа» (НМГ) увеличил долю в телеканале РЕН ТВ с 68 до 82%, следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Источник в НМГ подтвердил «Ведомостям», что холдинг увеличил долю в канале, выкупив 14% у Ermira Consultants. Сумму сделки он не назвал. Представитель НМГ от комментариев отказался.

Телеканал РЕН ТВ был создан в 1991 г. В 2000 г. 30% пакета канала принадлежали основательнице телеканала Ирене Лесневской и на тот момент генеральному директору Дмитрию Лесневскому. В том же году 70% канала выкупила компания РАО ЕЭС у «Лукойла». В 2005 г. долю Лесневских выкупил медиахолдинг RTL Group, а владельцем доли РАО ЕЭС стала «Северсталь» Алексея Мордашова. Затем «Северсталь» продала 35% компании «Сургутнефтегаз». В 2006 г. банк «Россия» выкупил доли «Сургутнефтегаза» и «Северстали», получив контрольный пакет в компании - 52,5%. Остальные 30% канала остались у RTL, у «Сургутнефтегаза» и «Северстали» - по 8,75%. В 2008 г. РЕН ТВ вошел в состав «Национальной медиа группы», которая создавалась на базе медийных активов банка «Россия», «Сургутнефтегаза» и структур «Северсталь-групп».

В 2011 г. Ermira Consultant стала владельцем "РТЛ Русланд", которое раньше принадлежало компании RTL, и в 2013 г. выкупила еще 2% акций компании «Акцепт», операционной компании РЕН ТВ, доведя долю до 32%. В 2014 г. 18% акций телеканала стала владеть компания «Согаз тауэр», которой, по данным «СПАРК-Интерфакса», владеет компания «Согаз». Представитель «Согаза» от комментариев отказался.

По словам собеседника «Ведомостей» в НМГ, Ermira была вынуждена продать свой пакет в телеканале, чтобы выполнить новые требования закона о СМИ, запрещающие иностранным компаниям напрямую или косвенно владеть долей в российских СМИ, в том числе через офшоры. Соответствующие поправки депутаты Госдумы приняли осенью 2014 г. Учредители СМИ должны были передать в Роскомнадзор сведения о том, как они соблюдают эти ограничения, до 15 февраля 2016 г. Доля в 14% не нарушает закон о СМИ, но косвенное владение иностранцами превышало установленную законом долю, сказал «Ведомостям» источник в НМГ. Есть ли у Ermira пакет в самой НМГ, он не уточнил.

По данным «СПАРК-Интерфакса», Ermira владеет долей в еще одном активе НМГ - компании принадлежат 3% в «Пятом канале». Источник в НМГ не стал комментировать эту информацию. Ermira также, по данным СПАРК, владеет компаниями «Реал-инвест» (по данным Роспатента, владеет брендом "Путинка") и «Стик» (по данным РБК, управляет заводом "Кристалл" в Москве).

По данным кипрского реестра, Ermira до 2013 г. принадлежала Дмитрию Калантырскому, председателю правления и акционеру "СМП банка", затем компания сменила владельца на Владислава Копылова. В 2014 г. РБК написал, что фактический собственник бренда «Путинка» связан со структурами Ротенбергов. С 15 марта 2015 г. владелец - кипрская компания Zoulian managment, компания с похожим названием Zoulian выполняет функцию секретаря. Ранее несколько топ-менеджеров алкогольных компаний подтверждали "Ведомостям", что бенефициарами завода "Кристалл" и бренда "Путинка" являются Ротенберги. Несмотря на формальную смену владельца Ermira, о том, что фактически у Ermira сменился владелец, им ничего не известно. Представитель Ротенбергов сказал «Ведомостям», что бизнесмены не имеют и никогда не имели никакого отношения к Ermira.

По данным TNS, телеканал РЕН ТВ - на пятом месте по популярности среди федеральных телеканалов. Его суточная доля - 5,7% в городах с населением более 100 000 жителей в возрасте от четырех лет в период с 7 марта по 13 марта. В 2015 г. среднесуточная аудитория телеканала среди жителей в возрасте от 25 до 54 лет составляла более 265 100 человек, доля - 5%. По данным "СПАРК-Интерфакса", в 2014 г. выручка телеканала упала до 6,89 млрд руб. с 7,15 млрд руб. в 2013 г., а чистая прибыль канала в том же году упала до 35,9 млн руб. с 1,05 млрд руб. Представитель НМГ и генеральный директор РЕН ТВ Владимир Тюлин отказались комментировать финансовые показатели канала, источник в холдинге уточнил, что данные могут быть некорректно отражены.

Большинство сделок по продаже телеканалов в этом году совершались с существенным дисконтом, напомнил ведущий аналитик «Открытия» Александр Венгранович. Компании были вынуждены продавать доли в телеканалах, в противном случае они могли бы лишиться лицензии, говорит он. По его оценке, НМГ могла заплатить за 14% телеканала более $9,3 млн, если считать по мультипликатору 0,66 к выручке, исходя из оценки CTC Media для сделки с UTV, но не исключено, что доля в РЕН ТВ могла обойтись НМГ еще дешевле.

Это не первый актив, который НМГ получила после принятия поправок об иностранцах в СМИ. Прошлой осенью НМГ стала совладельцем платных каналов Discovery в России. Холдинг и американская корпорация создали совместное предприятие «Медиа альянс», где 80% принадлежит НМГ. В конце года «Медиа альянс» купил 100% российского бизнеса Turner, который распространяет в нашей стране три канала, в том числе CNN. Также НМГ покупает 80% в ООО «Синерджи», которое сейчас владеет компаниями – учредителями российских версий каналов Viasat, пока сделка не закрыта, говорит источник в НМГ. Меньше чем за год НМГ получила контроль над 20% аудитории рынка платного ТВ в России.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать