Бесплатный проводной интернет все чаще прилагают к сотовому

Так операторы привязывают к себе абонентов: сменить сразу sim-карту и интернет-канал психологически сложнее
Бесплатный проводной интернет все чаще прилагают к сотовому/ А. Астахова/ Ведомости

Помимо МГТС и «Вымпелкома» конвергетную услугу (сотовая связь плюс широкополосный доступ, ШПД) предлагает «дочка» «Мегафона» NetByNet.В середине марта 2016 г. NetByNet открыла пожизненный бесплатный доступ в интернет на скорости 5 Мбит/с при покупке двухдиапазонного WiFi-роутера (обеспечивает скорость большую, чем стандартный, стоит 3990 руб.). Скорость можно увеличить до 100 Мбит/с на день, неделю, месяц, квартал, полгода или год, заплатив 50- 4800 руб. Услуга будет полезна тем, кто часто уезжает в командировки и не хочет переплачивать за интернет, тем, кто хочет получить резервный канал ШПД, а также сдающим квартиры на короткий срок, говорил ранее директор по развитию бизнеса NetByNet на массовом рынке Алексей Назаров.

МГТС, работающая на сети материнской МТС как виртуальный сотовый оператор, начала продавать пакет услуг, включающий 20 Гб мобильного трафика, 500 минут разговоров и sms в месяц, а также широкополосный доступ в интернет по сети GPON на скорости 100 Мбит/с. Подписка на тариф стоит 750 руб. в месяц, или на 42% дешевле, чем если покупать каждую услугу по отдельности, утверждает ее директор по маркетингу Дмитрий Кулаковский.

По его словам, новый пакет МГТС никак не связан с тем, что в начале марта 2016 г. «Вымпелком» начал предлагать подписчикам тарифных планов «Всё» условно-бесплатный (за 1 руб. в месяц) широкополосный доступ. Новое предложение ориентировано на молодежную аудиторию (от 18 до 30 лет), которая практически не пользуется проводной телефонной связью, и сконцентрирована на мобильном и домашнем интернете, подчеркивает Кулаковский.

Мировой опыт показывает, что конвергентные услуги снижают отток как сотовых, так и фиксированных абонентов, объяснял ранее гендиректор «Вымпелкома» Михаил Слободин. Человеку сложнее одновременно заменить интернет-канал в квартире, поменяв при этом sim-карты у всей семьи, говорил он. В случае «Вымпелкома» это позволит не только остановить отток абонентов широкополосного доступа (ШПД), но и расширить их базу, прогнозировал Слободин.

Предлагая пакетный тариф с GPON-доступом по сниженной цене МГТС, в свою очередь, надеется сократить отток абонентов фиксированной телефонии, отмечает Кулаковский. По его словам, в 2015 г. их количество снизилось примерно на 4%. Выгодное сочетание тарифов на сотовую связь и фиксированный доступ поможет МГТС сохранить подписчиков, уверен он.

Кулаковский напоминает, что МГТС предоставляет конвергентные услуги совместно с МТС с 2014 г. До сих пор МГТС предоставляла в пакетах в основном услуги фиксированной связи: помимо скоростного GPON-доступа в интернет это были фиксированная телефония и платное ТВ, отмечает он. Но и такой опыт конвергенции Кулаковский считает успешным. По данным МГТС, к марту 2016 г. пакетными тарифами (сотовая связь МТС, фиксированная - МГТС) пользовались 150 000 абонентов, 14% абонентской ШПД-базы GPON МГТС. 70% таких подписчиков тратят на услуги МГТС более 1000 руб. в месяц, что выше среднего ежемесячного дохода (ARPU) GPON-абонентов МГТС, утверждает Кулаковский. Это ARPU МГТС не раскрывает.

Конвергентные тарифы - в первую очередь инструмент повышения лояльности абонентов: а ARPU от услуг сотовой связи они, скорее всего, влияют не сильно, а ARPU от услуг ШПД даже несколько снижают, считает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Как инструмент удержания абонентов они могут быть эффективны: от трех услуг одного оператора сложнее отказаться, чем от одной считает он. В Москве, где рынок сотовой и фиксированной связи уже перенасыщен, вводить такие тарифы в кризис операторы начали не случайно: абоненты ШПД стали более мобильными, восприимчивыми к скидкам и акциям, что может приводить к перетоку подписчиков от одного оператора к другому, рассуждает Мирзабеков. По его мнению, сильного давления на рынок ШПД конвергентные тарифы пока не оказывают. Чтобы ими воспользоваться, надо покупать услуги сотовой и фиксированной связи, по сути, у одной компании - а менять сотового оператора, чтобы подключить дешевый ШПД, готовы далеко не все, отмечает Мирзабеков.