Московский рынок смартфонов близок к насыщению

Доля пользующихся этими устройствами абонентов почти не растет, продажи снижаются
Московский рынок смартфонов близок к насыщению/ А. Гордеев/ Ведомости

Доля пользователей смартфонов в общем количестве российских абонентов выросла с июня по декабрь 2015 г. всего на 2 п. п. – с 49 до 51%, гласит отчет исследовательской компании Ipsos Comcon. В первом полугодии рост был гораздо более внушительный – 10 п. п. А в Москве – на крупнейшем российском рынке – доля пользователей смартфонов практически прекратила расти: она увеличилась на «статистически незначимый» 1 п. п., сказал «Ведомостям» представитель Ipsos Comcon. В конце 2015 г. смартфонами пользовалось, по его словам, 64% абонентов-москвичей.

Рост продаж смартфонов продолжается, а значит, растет и количество этих устройств на руках у абонентов, считает представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. Увеличивается и количество москвичей, пользующихся смартфонами, уверена она. В российской сети Tele2 уровень распространения смартфонов стремительно растет, говорит представитель «Т2 РТК холдинга» (использует бренд Tele2) Ольга Галушина: во второй половине 2015 г. доля смартфонов увеличилась более чем на 7 п. п., а за весь год – более чем на 11 п. п. почти до 41% от общего числа устройств, подключенных к сети. Проникновение смартфонов в сети МТС тоже продолжает расти, по итогам 2015 г. оно составило 48,4%, сообщил представитель оператора Дмитрий Солодовников.

Для сравнения: в течение первой половины 2015 г. доля владельцев смартфонов в общем числе московских абонентов увеличилась на 12 п. п.

Эти результаты Ipsos Comcon получила, опросив 25 700 респондентов по всей стране, в том числе 5500 жителей Москвы.

Доля смартфонов перестала расти из-за кризиса, считают авторы исследования: несмотря на скидки и акции, люди стали отказываться от покупки дорогой техники. Хотя перспективы этого рынка в России по-прежнему велики, полагают они: точно будут расти продажи бюджетных смартфонов. А вот продажи кнопочных телефонов, напротив, неминуемо будут сокращаться.

Анна Айбашева из «Вымпелкома» не согласна с данными Ipsos Comcon: собственное исследование оператора показало, что доля его абонентов-москвичей, пользующихся смартфонами, выросла в 2015 г. на 19%. Если у абонента несколько смартфонов, то в выборку попадает потребляющий больше всего трафика, так что количество смартфонов в этом исследовании приравнено к количеству пользователей, добавила Айбашева.

В общих российских продажах мобильных телефонов доля смартфонов выросла в прошлом году на 5 п. п. до 67% (в штуках), говорит представитель «Связного» Мария Заикина, в Москве – тоже на 5 п. п. до 69,5%. Сами продажи смартфонов сократились на 9%, а сотовых телефонов – на 24% (в штучном исчислении), отмечает представитель «Евросети» Ульяна Смольская. Людям приходится экономить, чтобы купить новый гаджет, поэтому покупки стали совершаться реже, объясняет она.

В 2015 г. средняя цена смартфона в московских салонах связи увеличилась примерно на 25%, считает замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова. Обычный мобильный телефон, напротив, подешевел на 6–7%, приводит она данные «Евросети». Реальные доходы населения упали за прошлый год на 4%, неудивительно, что покупатели выбирали более дешевый товар, объясняет Мильчакова.

Денег стало меньше, а смартфон не является вещью первой необходимости, поэтому люди теперь дольше держатся за старые модели и не спешат менять их на новые, согласен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Начавшиеся ценовые войны между ритейлерами он объясняет во многом именно снижением спроса на устройства. Но Москва традиционно опережает другие регионы по уровню проникновения смартфонов и недавний выход на столичный рынок Tele2, у которой нет GSM-сети, дополнительно мотивировал москвичей покупать смартфоны, добавляет Кусков.