Статья опубликована в № 4068 от 05.05.2016 под заголовком: Вам звонили – заплатите

МТС обошла конкурентов по росту выручки, сделав платной услугу «Вам звонили»

Одно это могло дать компании 1,5–2% квартальной выручки

В IV квартале 2015 г. МТС резко – на 1,5 млрд руб., или почти в 2,3 раза, – нарастила доходы от так называемых «других дополнительных услуг» (Value Added Services, VAS) по сравнению с уровнем годичной давности, свидетельствуют данные AC&M Consulting. Рост стал рекордным для МТС – в предыдущие три года они росли на 10–60% за квартал. У «Мегафона» выручка от «других VAS» выросла в IV квартале 2015 г. на 25% (или на 757 млн руб.), а у «Вымпелкома» – на 27% (518 млн руб.).

В результате МТС стала лидером и по росту доходов от мобильной связи в России: они выросли у нее в IV квартале на 0,4%, у «Вымпелкома» – на 0,3%, а у «Мегафона» – сократились на 0,6%.

К «другим VAS» AC&M Consulting причисляет мобильную коммерцию, такие сервисы, как push-to-talk, голосовая почта, АОН, анти-АОН, конференц-звонки. Сюда же попадает и услуга «Вам звонили» – информирование о пропущенных вызовах, говорит аналитик AC&M Consulting Оксана Панкратова и подтверждает представитель МТС. Долгие годы эта услуга была бесплатной, но с апреля 2015 г. МТС начала брать за нее с подписчиков некоторых тарифов по 0,6 руб. в сутки, а с 1 октября ввела плату и на пакетных тарифах Smart, повысив ее до 0,9 руб. (27 руб. в месяц).

Какая часть ее абонентов подписана на пакетные тарифы, МТС не сообщает. По оценке гендиректора «ТМТ консалтинга» Константина Анкилова – 30–40%. По данным гендиректора Telecom Daily Дениса Кускова, из тех абонентов, которые знают, что услуга стала платной (а это далеко не все), только 40% от нее отказались. Если опираться на эти оценки, а также на число sim-карт, обслуживаемых МТС в России (76,9 млн), получается, что с IV квартала 2015 г. за услугу «Вам звонили» стали платить 14–18 млн ее абонентов. За три месяца МТС могла снять с каждого из них за оповещения о пропущенных вызовах по 81 руб., а в сумме – 1,1–1,5 млрд руб., это составило бы 1,5–2% всей квартальной выручки МТС от мобильной связи в России.

Сотрудник другого оператора говорит, что платное информирование о пропущенных вызовах приносит ему 0,5–1% выручки. Правда, на пакетных тарифах «Вымпелкома» и «Мегафона» эта услуга бесплатна, а Tele2 берет за нее деньги (0,5 руб. в день) только на самом экономичном пакетном тарифе «Черный», говорят их представители.

МТС учитывает в сегменте «другие VAS» в том числе и доходы от мобильной коммерции, напоминает ее представитель Дмитрий Солодовников. На росте доходов от «других VAS» сказались, по его словам, масштабная рекламная кампания денежных переводов с мобильного счета, а также ряд совместных проектов с Ali Express и крупными игорными компаниями. Какую долю в этом росте составили доходы от услуги «Вам звонили», Солодовников не уточнил. Примерно половину, считает Панкратова.