Технологии
Бесплатный
Кирилл Седов|Олег Сальманов
Статья опубликована в № 4076 от 18.05.2016 под заголовком: Tele2 теряет прибыль

Показатель EBITDA Tele2 упал в I квартале 2016 год к году на 43,6%

Оператор надеется, что рост выручки исправит ситуацию

Прибыль «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2) до вычета процентов, налогов и амортизации (EBITDA) упала в I квартале 2016 г. год к году на 43,6% и составила 3 млрд руб., следует из отчетности оператора. Показатель рентабельности EBITDA снизился на 10,5 п. п. до 12,2%.

Падение объясняется в сообщении оператора затратами на ввод в эксплуатацию сетей 3G/4G, расходами на перезапуск операций под новым брендом в регионах и маркетинговыми затратами. Среди причин, повлиявших на показатель EBITDA, в сообщении также называется рост стоимости роуминга и интерконнекта из-за девальвации рубля.

«Т2 РТК холдинг» рассчитывает в дальнейшем обеспечить рост рентабельности за счет роста выручки, а также «эффективности внутренних бизнес-процессов и сокращения издержек», говорится в сообщении.

Выручка в I квартале в самом деле впервые с 2014 г. выросла – на 5,4% год к году до 24,3 млрд руб. В IV квартале 2015 г. снижение выручки составляло 3,2%, кварталом ранее – 4,3%, а во II квартале – 7,1% (при расчете снижения во II и III кварталах учитываются доходы в 2014 г. мобильных активов «Ростелекома», которые позже вошли в Tele2).

Главной причиной роста выручки стало увеличение доходов от передачи данных, которое, в свою очередь, было вызвано запуском более 50 сетей 3G и 4G, говорится в сообщении Tele2. Доля пользователей мобильного интернета «Т2 РТК холдинга» по итогам I квартала выросла на 2,5 п. п. до 22% от абонентской базы оператора. Выручку от передачи данных оператор не раскрывает.

Акционер раскрыл убыток

Tele2 не раскрывает размер чистой прибыли, однако в отчетности «Ростелекома» говорится, что его убыток от ассоциированных компаний в I квартале 2016 г. в размере 1,92 млрд руб. сформирован в основном за счет доли в чистом убытке Tele2. Исходя из 45%-ной доли «Ростелекома» в Tele2 чистый убыток мобильного оператора в I квартале 2016 г. мог ориентировочно составить около 4,26 млрд руб.

В прошлом году масштабная программа строительства сетей привела к снижению свободного денежного потока Tele2 до отрицательного значения. По итогам 2015 г. он составил минус 19,1 млрд руб. против 3,2 млрд в 2014 г. В I квартале 2016 г. показатель остался отрицательным, однако улучшился – минус 5,8 млрд руб. против минус 8,4 млрд руб. за аналогичный период 2015 г. Представитель оператора видит в этом «тенденцию выхода на положительные значения» свободного денежного потока.

Абонентская база Tele2 за три первых месяца 2016 г. выросла на 1,1 млн абонентов до 38,4 млн sim-карт по состоянию на 31 марта 2016 г., следует из сообщения оператора. В столичном регионе по итогам I квартала абонентская база Tele2 увеличилась на 833 000 абонентов и составила 2,1 млн sim-карт. Свою сеть в Москве оператор запустил в конце октября прошлого года. О том, что по итогам марта 2016 г. количество абонентов Tele2 в Москве превысило 2 млн, ранее рассказывали человек, близкий к компании, и собеседник из числа ее акционеров. В показателе уже учтен отток, отмечали оба собеседника. Tele2 использует трехмесячную систему учета абонентов, т. е. вычеркивает из базы тех, кто три месяца не пользовался платными услугами.

Аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин называет квартальные результаты Tele2 неоднозначными. Рост абонентской базы на 9,8% и число пользователей услуг передачи мобильных данных обнадеживает. Однако активный ценовой демпинг, операционные издержки, в том числе, по-видимому, связанные с маркетинговыми расходами и территориальной экспансией, негативно сказались на финансовых показателях. С учетом достаточно высокого уровня долга способность компании работать при столь низкой марже EBITDA длительное время вызывает сомнения, говорит Нигматуллин. Видимо, поэтому с 14 апреля 2016 г. – через полгода после выхода в Москву – оператор резко повысил тарифы, чтобы компенсировать огромные расходы на интерконнект и обслуживание сети. Из-за снижения ценового конкурентного преимущества начиная со II квартала темпы, с которыми Tele2 привлекает новых абонентов в Москве, будут замедляться, прогнозирует Нигматуллин.

Показатель EBITDA упал у всех операторов, замечает аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович. Выросла конкуренция и теперь операторам приходится тратить больше денег на привлечение клиентов, замечает он. МТС строит розницу – это постоянные затраты на зарплаты, аренду и т. д., «Мегафон» и «Вымпелком» платят комиссии дилерам за подключения. Tele2 тоже строит свою розничную сеть, напоминает Венгранович, это сказывается на рентабельности. Кроме того, из-за девальвации выросли расходы операторов на международный роуминг их абонентов, это тоже сократило EBITDA операторов. Среди положительных моментов он называет рост абонентской базы Tele2 в Москве. Большого оттока, который предрекали Tele2 конкуренты, по-видимому, не возникло – абонентская база живая, радуется Венгранович.