Депутаты пошли навстречу новостным агрегаторам

Те будут фильтровать контент, но не очень жестко
Власти заставят новостные агрегаторы контролировать контент/ Е. Разумный/ Ведмости

Десятого июня Государственная дума приняла в третьем чтении поправки в закон «Об информации...» и КоАПП, говорится на сайте нижней палаты парламента. Поправки вводят в законодательство понятие «новостные агрегаторы» и посвящены регулированию их деятельности. Если документ будет одобрен Советом Федерации и подписан президентом, то он вступит в силу с 1 января 2017 г.

Законопроект был внесен в Думу в начале года. Авторы – члены комитета по информационной политике коммунист Александр Ющенко и справедливоросс Алексей Казаков предложили внести в законодательство понятие «новостных агрегаторов» – интернет-ресурсов, которые собирают, обрабатывают и распространяют информацию с суточной аудиторией более чем 1 млн уникальных пользователей. Самые известные из них в России – «Яндекс.Новости» и Google News. Желание контролировать информацию, размещаемую в новостных агрегаторах, депутаты объясняли их «политической ролью». В законопроекте прописан запрет на использование агрегаторов для разглашения государственной тайны, для призывов к терроризму, а также для размещения материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости, порнографию, и материалов с нецензурной бранью.

Сайты не всех СМИ – СМИ

Регистрацию СМИ получают далеко не все российские сайты. К примеру, такой регистрации нет у онлайн-версии журнала Maxim (входит в издательский дом Hearst Shkulev Media). Бывший директор проекта MaximOnline Даниль Хасаншин говорил ранее «Ведомостям», что сайт не публикует как таковые новости: «Яндекс.Новости» приносят нам минимальное число переходов, вряд ли ради того, чтобы с ними работать, мы будем регистрироваться как СМИ». Принципиально не хочет регистрировать как СМИ свои проекты (TJournal и VC) компания «Комитет», говорит ее директор по интернет-продуктам Владислав Цыплухин. Он оговаривается, что «Яндекс.Новости» приносят этим проектам минимальное число переходов.

В первой версии законопроекта депутаты предложили обязать агрегаторы проверять достоверность всей публикуемой в них общественно значимой информации. А размещение недостоверной пресекать во внесудебном порядке по жалобе уполномоченных органов (их перечень должно определить правительство). Жалобы они должны будут направлять в Роскомнадзор, а тот, в свою очередь, требовать удалить информацию у новостных агрегаторов. За отказ удалять информацию законопроект предусматривал штраф.

Сами же компании, владеющие новостными агрегаторами, предупредили законотворцев, что они физически не в состоянии проверять сотни тысяч новостных сообщений. «Яндекс» и Mail.ru Group предупредили инвесторов в своих годовых отчетах, что им придется полностью пересмотреть работу своих агрегаторов. В случае если это сделать не удастся, сервисы нужно будет закрыть.

В итоге депутаты согласились смягчить формулировки законопроекта. Они исключили норму о запрете работы в России новостных агрегаторов, доля иностранного владения у которых превышает 20% уставного капитала. Также они исключили из финальной версии законопроекта наказание агрегаторов за распространение недостоверной информации, в случае если это дословная цитата СМИ. Но для порталов без регистрации СМИ эта норма останется.

Внесенные в законопроект изменения позволят сохранить существующие новостные сервисы, говорят опрошенные «Ведомостями» владельцы агрегаторов. Но сам сервис «Яндекс.Новости» может измениться, правда, пока непонятно как, сказала «Ведомостям» представитель «Яндекса» Ася Мелкумова. «Это будет зависеть от того, решат ли партнеры получить статус СМИ, и также непонятно, как будет работать закон в отношении иностранных источников информации, – говорит она. – Наличие или отсутствие регистрации СМИ не влияет на оперативность, информативность и цитируемость первоисточника новости – а именно эти критерии в первую очередь определяют работу автоматической сортировки новостей нашего агрегатора». «В принятой редакции закон не потребует каких-либо существенных изменений с точки зрения оперирования наших существующих новостных сервисов», – заметил «Ведомостям» сотрудник пресс-службы Mail.ru Group. Директор по внешним коммуникациям Rambler&Co Матвей Алексеев сказал, что до 2017 г. есть время понять, будет ли необходимость что-то менять или действующего механизма достаточно.