В России разрешили не регистрировать дроны легче 30 кг

По действующим с марта правилам регистрировать надо аппараты тяжелее 250 г
Россия пока не установила правила полетов для дронов/ Сергей Фадеичев/ ТАСС

Президент России Владимир Путин в понедельник, 4 июля, подписал закон, вносящий изменения в Воздушный кодекс. Они, в частности, отменяют обязательную госрегистрацию большинства беспилотных летательных аппаратов (дронов) массового сегмента, следует из этого закона, опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации.

Согласно поправкам в кодекс, вступившим в силу в марте этого года, обязательной регистрации в Росавиации подлежали дроны массой более 250 г, для чего ведомство должно вести специальный реестр. Для регистрации собственник беспилотника должен был подать в Росавиацию заявление с данными о себе и своем беспилотном летательном аппарате (тип, серийный номер, дата изготовления, наименование изготовителя, максимальная взлетная масса, тип и количество установленных двигателей, их мощность). С 15 июля это правило будет действовать только для дронов тяжелее 30 кг, говорится в поправках, принятых Думой 21 июня и одобренных Советом Федерации 29 июня.

Канада помогает Amazon

Американскому интернет-ритейлеру Amazon приходится тестировать в Канаде свои дроны, пишет Finacial Times. С их помощью компания планирует ускорить доставку заказов, ее программа доставки Amazon Prime Air – одна из самых амбициозных в мире. Но после того, как в США ввели правило, что коммерческие дроны должны летать только в зоне видимости их пилота, представитель Amazon не исключил, что первой страной, где заработает доставка дронами, будут вовсе не США.

Участники рынка опасались, что ограничение помешает его развитию. Это настоящее препятствие для развития сразу двух отраслей – дронов и авиамоделирования, уверял президент Ассоциации малых беспилотников Олег Понфиленок. Правила регистрации дронов направлены на «уничтожение целого перспективного рыночного сектора», говорилось в заявлении, опубликованном на сайте Федерации авиамодельного спорта России (ФАСР). «Любителей, которые покупают недорогие гаджеты ценой до 5000 руб., могут оттолкнуть заботы, связанные с регистрацией, а также дополнительные затраты на оплату госпошлины», – замечала представитель «Связного» Мария Заикина.

Вчера Понфиленок приветствовал внесенные в кодекс изменения: 99% всех коммерческих дронов легче 30 кг, таким образом, это снимает наложенные ранее ограничения. По его словам, тяжелее этого порога только дроны, используемые в сельском хозяйстве, и военные аппараты. Тем не менее законодательные препятствия на пути развития отрасли остаются, замечает он. По правилам полетов в редакции 2010 г. для любого полета беспилотника нужно закрыть воздушное пространство, объясняет он. Заявку на полет для этого нужно подать за 3–5 дней, что слишком много. Сама процедура сложная и недоступна физическим лицам, а кроме того, не позволяет летать в одной зоне двум дронам, заключает Понфиленок. По его словам, для нормального развития отрасли нужны правила, разрешающие полеты дронов в явочном порядке, а не в разрешительном, ограничив их лишь определенной высотой, определив запретные зоны и т. д. Такие правила сейчас, по его словам, работают в США и других странах.

Вступивший в силу 30 марта закон об обязательной регистрации дронов не имел утвержденных подзаконных актов, которые бы устанавливали четкую процедуру регистрации, замечает представитель компании Skymec, официального дистрибутера в России китайской DJI (мирового лидера рынка дронов по продажам). В результате возник правовой вакуум, при этом СМИ выпускали статьи о запрещении полетов дронов, что вводило людей в заблуждение. Возникла ситуация «отложенного спроса», так как потенциальные покупатели не обладали полной информацией о процедуре использования дронов. На практике полеты на дронах осуществлялись, как и прежде, исключая места государственной значимости и большого скопления людей, замечает он.

По словам представителя Skymec, у DJI нет аппаратов тяжелее 30 кг, вес консьюмерских моделей линейки Phantom составляет примерно 1300 г, а взлетная масса более профессиональных моделей мультикоптеров составляет максимум 15,1 кг.

Рынок дронов в России находится на начальном этапе своего развития и потому демонстрирует высокие темпы роста относительно низкой базы, говорит представитель «Связного» Сергей Тихонов. Из-за новизны интерес к этим устройствам высок, поэтому законодательные ограничения не повлияли на продажи дронов, замечает он. Тем более что весной и летом продажи таких устройств растут дополнительно в силу сезонного фактора. По словам Тихонова, «Связной» продает несколько сотен устройств в квартал и не видит снижения продаж.

На продажи дронов заметное влияние оказывают сезонность и запуск новых моделей, замечает представитель «М.видео» Валерия Андреева. По ее информации, за первые шесть месяцев 2016 г. выручка от продажи дронов в России выросла в среднем в 2,5 раза. Активнее рос сегмент недорогих любительских моделей – на них сейчас приходится около 40% продаж, замечает Андреева.