«Вымпелком» пострадал от Tele2 меньше «Мегафона»

Его выручка от мобильных услуг упала меньше, чем у конкурента
«Вымпелком» меньше пострадал от выхода Tele2 в Москву, чем «Мегафон»/ Е. Разумный/ Ведомости

Динамика доходов «Вымпелкома» от мобильных услуг в самом деле оказалась более устойчива к ужесточению конкурентной среды, чем у «Мегафона» (он отчитался за II квартал 2016 г. 27 июля), замечают аналитики «ВТБ капитала». Выручка от услуг мобильной связи «Мегафона» во II квартале снизилась до 65,3 млрд руб., на 2,3% год к году. Финансовый директор «Мегафона» Геворк Вермишян на телеконференции с аналитиками и инвесторами также называл причиной этого снижения усиление конкуренции на московском рынке. Он подчеркивал, что рыночные позиции «Мегафона» не ухудшились, но конкуренция в области продуктов и тарифов не могла не отразиться на ситуации. МТС раскроет результаты II квартала 18 августа.

Выручка «Вымпелкома» (входит в холдинг Vimpelcom Ltd.) от услуг мобильной связи в России составила 56,5 млрд руб., отстав на 0,4% от аналогичного периода 2015 г., говорится в отчетности оператора. Тогда как в предыдущем квартале мобильная сервисная выручка оператора выросла на 0,9%. Общая выручка «Вымпелкома» снизилась на 2% год к году до 66,7 млрд руб., рентабельность по EBITDA осталась на уровне прошлого года – 40,9%.

«Вымпелком» почувствовал негативное влияние от выхода «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2) на московский рынок, объяснил снижение выручки от мобильных услуг вице-президент «Вымпелкома» по стратегии и развитию бизнеса Александр Поповский. Но это влияние было меньшим, чем ожидалось. Поповский утверждает, что «Вымпелком» пострадал от усиления конкуренции в Москве меньше других компаний «большой тройки». Такой вывод он делает из баланса переходов между операторами по услуге MNP (сохранение мобильного номера при переходе от одного оператора к другому) и динамики доходов «Вымпелкома» в Московском регионе, однако показатели эти не раскрывает.

Стабилизировать мобильную выручку удалось за счет роста доходов от пакетных тарифных планов, говорит Поповский. «Вымпелком» вовремя принял ответные меры, сфокусировавшись на продвижении пакетных тарифов, что привело к росту лояльности пользователей, снижению оттока и высокому среднему месячному счету абонента (ARPU), утверждает он. Показатель мобильного ARPU во II квартале составил 304 руб., что на 4% меньше, чем год назад, но также на 4% больше, чем в I квартале. Доходы от передачи данных выросли на 20% до 12,5 млрд руб. Абонентская база «Вымпелкома» осталась на уровне прошлого года – 57,4 млн.

Динамика сервисной выручки у «Вымпелкома» чуть лучше, чем у «Мегафона», однако говорить о существенной разнице все же нельзя, считает аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Вопрос в том, как долго Tele2 сможет быть агрессивным игроком. Выход Tele2 в Московский регион сказывается на конкурентной ситуации, однако у игроков «большой тройки» еще есть запас прочности.

То, что динамика мобильной выручки «Вымпелкома» в этом квартале оказалась лучше, чем у «Мегафона», возможно, говорит о том, что выход Tele2 в Москву на его показателях сказался меньше, говорит аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Однако это лишь косвенные признаки, поскольку показателей Московского региона операторы не раскрывают, оговаривается он.

Утверждение, что «Вымпелком» пострадал от усиления конкуренции меньше других, сомнительно, считает аналитик «Финама» Тимур Нигматуллин. По его оценкам, у «Вымпелкома» самый высокий отток из компаний «большой тройки» и менее развита сеть, говорит он. Исследований по рынку во II квартале еще не было, напоминает он.

Москва – достаточно сложный регион для всех операторов и его емкость снижается, говорит представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. При этом оператор не видит для себя какой-то угрозы. «Мы не думаем, что развитие Tele2 может разрушить нашу стоимость или реально поменять рынок», – утверждает Дорохина. Во II квартале абонентская база «Мегафона» в России выросла на 4,6% год к году до 74,7 млн, отмечает она. Показатель оттока «Мегафон» не раскрывает.

Усиление конкуренции на рынке и снижение капитальных затрат в России вызовут настороженность инвесторов Vimpelcom, пишут в своем отчете аналитики Goldman Sachs. «Вымпелком» во II квартале снизил свои инвестиции на 36% год к году – до 7,2 млрд руб. Оператор сэкономил на этих расходах в результате централизованных закупок и нарастит инвестиции в ближайшие кварталы, объяснил Поповский. Белов из «Уралсиба» не видит ничего драматичного в снижении инвестиций. Отношение капитальных затрат к выручке снижается у всех операторов, напоминает он. Если несколько лет назад оно превышало 20%, то сейчас находится на уровне 17–19% у всех игроков «большой тройки». Ожидать какого-то агрессивного роста капитальных затрат от мобильных операторов не стоит, поскольку в свете рисков, связанных с законом Яровой, возникает неопределенность их экономики, предупреждает Белов.