Интеллект в камере

Российский рынок видео­наблюдения растет двузначными темпами. Один из самых быстрорастущих сегментов – интеллектуальное видеонаблюдение
Интеллектуальное видеонаблюдение позволяет не только контролировать, но и оптимизировать процессы/ Евгений Разумный/ Ведомости

По данным МГТС, в 2016 г. российский рынок систем видеонаблюдения достиг чуть более чем 43 млрд руб. (+20% год к году). Большую часть – 28 млрд руб., или 65%, – участники рынка заработали на продаже оборудования и услуг корпоративным клиентам, подсчитала МГТС. Чуть более 12 млрд руб. (28% рынка) составили продажи государственным заказчикам, а на частных пользователей пришлось примерно 3 млрд руб. (около 7%). Основная часть выручки пришлась на продажу камер, за ними следуют продажи устройств для хранения видеоизображений, говорится в материалах МГТС.

Пока госзаказ играет существенную роль на рынке видеонаблюдения, но он практически не растет, рассказывает директор по маркетингу и развитию бизнеса МГТС Дмитрий Кулаковский. Зато растут корпоративный и розничный сегменты. До конца десятилетия эта тенденция сохранится – из примерно 130 млрд руб., которые, по прогнозу МГТС, будет составлять весь российский рынок к 2020 г., чуть менее 120 млрд руб. придется на корпоративный и розничный сегменты. Вообще же российский рынок видеонаблюдения до конца десятилетия, по прогнозу МГТС, будет расти примерно на 26% в год.

Сама МГТС, по словам Кулаковского, заработала в 2016 г. на умных услугах, включая видеонаблюдение, около 2% выручки от услуг широкополосного доступа, за год эта выручка выросла примерно на 10%.

Рынок интеллектуального видеонаблюдения пока значительно меньше, считает гендиректор компании «Вокорд» Тимур Векилов. Оборот одного из его крупнейших сегментов – распознавания автомобильных номеров, или фотофиксации, – в 2016 г. составил около 1 млрд руб., посчитал он. По его прогнозу, в 2017 г. этот сегмент может вырасти вдвое.

Интеллектуальное видеонаблюдение позволяет не только контролировать, но и оптимизировать процессы. Так, система видеоконтроля качества, которую недавно установил «Юлмарт», позволяет отслеживать перемещения сотрудников, собирающих заказы в посылки, рассказывает Векилов. Хранилище видеозаписей интегрировано с ERP-системой (планирование ресурсов предприятия) и в случае получения магазином рекламации позволяет определить, что не так делал персонал, почему товар не попал в посылку или попал туда по ошибке и т. п.

Аналогичная система работает и в сети продуктовых супермаркетов «Дикси» – она позволяет оптимизировать внутренние логистические процессы компании, отмечает ее представитель. Также с ее помощью можно минимизировать ошибки при сборе заказов, сделанных магазинами на складах, и других логистических операциях, а в случае возникновения рекламаций отследить причину сбоя, говорит он.

Обгоним Европу

25%
Такую долю европейского рынка видеонаблюдения, по данным МГТС, занимала Россия в 2014 г. Российский рынок растет быстрее европейского, который ежегодно увеличивается в среднем на 17%, следует из ее материалов

Интеллектуальные системы видеонаблюдения изменяют и те сферы, где видеонаблюдение уже используется. Например, система, внедренная на омском стадионе «Арена-Омск», позволяет идентифицировать посетителей даже по минимальным приметам, рассказывает директор его департамента безопасности Владислав Подорожкин. По его словам, хотя система предназначена для борьбы со спортивными хулиганами, но она уже позволила раскрыть несколько краж. Умные камеры позволяют не только следить за поведением болельщиков, но и контролировать действия персонала стадиона, сказал он.

В торговых и банковских сетях очень востребован будет сервис по подсчету клиентов, или анализу длины очереди, рассказывает представитель «Акадо телекома». Для анализа пассажиропотока в общественном транспорте может быть актуальным сервис по подсчету пассажиров, обнаружению посторонних предметов, считает он.

Высок интерес к интеллектуальным системам видеонаблюдения в финансовом секторе, на транспорте и у спецслужб, разумеется, говорит руководитель дирекции по исследованиям и разработкам системного интегратора «Иста-системс» Геннадий Кузнецов.

В этой сфере бывают огромные контракты: например, на систему видеонаблюдения на одном из стадионов в Башкирии было потрачено около 1 млрд руб., рассказывает Векилов. С другой стороны, заказчики и исполнители часто плохо понимают, что именно должны высматривать камеры. Многие представляют себе видеоаналитику по фильмам «Миссия невыполнима» и «Особое мнение», замечает он.

В последние годы ряд направлений интеллектуального видеонаблюдения были серьезно дискредитированы – первые внедрения разочаровали заказчиков, отмечает Кузнецов. Если в системе десятки камер и раз в час на каждой из них возникает ложная тревога, то отреагировать на реальную тревогу практически невозможно, объясняет он. По словам Кузнецова, это серьезно сдерживает спрос. Первоначальная эйфория прошла и сейчас в среде специалистов вырабатывается трезвое отношение к видеоаналитическим функциям и способам их использования в решении прикладных задач, отмечает он.