«Яндекс» подсел в каршеринг

Конкуренты не ждут заметного снижения цен на услуги аренды автомобилей
Новому игроку хватит места на рынке, считает представитель «Яндекса»/ Евгений Разумный / Ведомости

Восьмого декабря «Яндекс» объявил о запуске собственного сервиса аренды автомобилей – «Яндекс.Драйва». Он начнет работать в Москве в феврале 2018 г., приложение для iOS или Android уже доступно для скачивания, сказано в сообщении компании.

«Яндекс.Драйв» будет работать на собственных автомобилях – сначала это будут Kia Rio, Kia Rio X-Line и Renault Kaptur. Представитель «Яндекса» отказался раскрыть размер инвестиций в запуск проекта, количество покупаемых автомобилей и предполагаемую цену аренды. На старте «Яндекс.Драйв» по автопарку «приблизится к основным игрокам, но не будет самым крупным», лишь сказал он. Представители Kia и Renault в воскресенье были недоступны для журналистов.

Новому игроку хватит места на рынке, считает представитель «Яндекса». «Пользователи каршеринга в Москве уже ощущают нехватку машин», – уверяет он. По состоянию на август, по данным департамента транспорта Москвы, парк всех каршеринговых компаний состоял из 2650 машин. Потенциал же рынка департамент оценивал в несколько раз больше – 10 000–15 000 автомобилей.

«Яндекс» стал одним из нескольких сервисов каршеринга, которые начали работать в 2017 г. Сейчас в Москве имеется около десятка операторов краткосрочной аренды машин, в том числе Anytime, YouDrive, Car5, BelkaCar и др. Первый сервис – «Делимобиль» появился в Москве два года назад, в августе 2015 г. Растет и число клиентов таких сервисов. Количество пользователей по сравнению с прошлым годом удвоилось – сейчас автомобилями пользуется около 300 000 москвичей, говорил в августе «Ведомостям» представитель департамента транспорта.

Помощь в росте

Популярность каршеринга в ближайшее время будет только расти, уверен руководитель проекта «Яндекса» Антон Рязанов. По его словам, в Москве созданы очень благоприятные условия для развития рынка: город предоставляет льготные парковочные разрешения, субсидирует лизинг автомобилей для поминутной аренды и т. д. «В Москве сейчас, наверное, самый разнообразный и активно растущий рынок каршеринга среди всех городов мира, и мы уверены, что приход нового игрока с экспертизой в области транспортной навигации еще сильнее подстегнет этот сегмент общественного транспорта к развитию», – радуется Рязанов.

«Яндекс» поначалу будет привлекать пользователей скидками. Так, компания заявила, что до конца января зарегистрировавшиеся в новом сервисе каршеринга клиенты будут получать 20% стоимости поездок с «Яндекс.Такси» на счет в «Яндекс.Драйве»: «В феврале и марте, после запуска «Драйва», накопленные деньги можно будет тратить на аренду машин».

«Яндекс» выходит на рынок каршеринга после того, как протестировал похожий проект. В начале ноября он свернул запущенный в мае агрегатор «Яндекс.Каршеринг», позволяющий искать на карте машины разных сервисов. Тогда пресс-служба «Яндекса» объяснила невысокую популярность проекта тем, что пользователи могли только искать, но не бронировать машины: каршеринговые сервисы отказались предоставлять данные третьей стороне.

Даже если «Яндекс» в итоге станет крупным оператором каршеринга, на развитие собственного автопарка понадобится время, отмечает гендиректор сервиса «Делимобиль» Леонид Сысоев. «Да, конкуренция на рынке может усилиться, это будет на руку пользователям, но ожидать какого-то передела или консолидации было бы странно», – говорит он.

Екатерина Макарова, сооснователь другого сервиса – BelkaCar, считает иначе: «Мы ожидаем [консолидации и передела рынка], но в долгосрочной перспективе, так как каршеринг – это сложный операционный бизнес. В любом случае с точки зрения количества игроков рынок уже перегрет».

Но быстрый рост доли на этом рынке вряд ли возможен, скептичен Сысоев: «Это не агрегатор услуг такси, сделанный по принципу «сервер – деньги – приложение», а полноценный офлайновый бизнес с обширным автопарком, который оператор должен уметь обслуживать».

Если «Яндекс.Драйв» выведет достаточно большой парк машин, хотя бы 1000–2000, то «можно ждать некоторого снижения цен для пользователей, но и только», добавляет Сысоев. Агрессивная ценовая политика в каршеринге не поможет, считает он: самое важное – покрытие города свободными автомобилями. «И если в случае с такси вы можете подождать более дешевого варианта лишние 15–20 минут, то идти до машины дешевого каршеринга лишние 3 километра никто не будет», – рассуждает он. «Яндекс» может занять долю рынка и без демпинга, соглашается Макарова.