Бизнесу придется платить за данные о гражданах

Условия доступа к цифровому профилю проработает правительство
Цифровой профиль должен предоставить бизнесу достоверные данные о людях и – с согласия владельца – позволить их использовать/ Евгений Разумный / Ведомости

Компании будут оплачивать некоторые запросы данных о людях из их будущих цифровых профилей. Цифровой профиль – это набор юридически значимых электронных документов и актуальных данных из государственных информационных систем (ГИС). Его концепцию сейчас разрабатывают ЦБ и «Ростелеком». Правда, в каких случаях будет взиматься плата и каков будет ее размер, еще должно определить правительство.

Такое предложение о платных запросах данных содержится в законопроекте Минкомсвязи, который обсуждала рабочая группа по нормативному регулированию АНО «Цифровая экономика» (АНО ЦЭ). «Ведомости» ознакомились с копией документа. Представитель АНО ЦЭ подтвердил обсуждение законопроекта, один из участников рабочей группы заверил, что он содержал положение о возмездном доступе. Законопроект содержит похожие формулировки, заявил представитель министерства Евгений Новиков.

Бизнес уже активно запрашивает данные о людях из различных ГИС, рассказывает гендиректор проекта IDX (сервис удаленной идентификации) Светлана Белова, например, сервисы каршеринга проверяют сведения о водителе (действительность прав и наличие штрафов), логистические компании проверяют ИНН клиентов. А паспортные данные людей компании проверяют при любом удаленном найме сотрудников, указывает она.

Цифровой профиль должен предоставить бизнесу достоверные данные о людях и – с согласия владельца – позволить их использовать, например, при покупках или получении кредита, рассказывал ранее представитель ЦБ, это существенно снизит операционные расходы бизнеса, а граждане получат услугу быстрее и дешевле. Госуслуги тоже должны стать проще, говорилось в проекте концепции, к примеру, незадолго до истечения срока действия документа цифровой профиль напомнит об этом и предложит заявку на новый.

Разработчики концепции еще обсуждают условия коммерческого предоставления данных, рассказывает представитель «Ростелекома». А вот сценарии безвозмездного использования системы уже описаны в концепции, уточняет он. Платное или бесплатное использование инфраструктуры цифрового профиля будет зависеть от субъекта, который запрашивает информацию, его целей и самих запрашиваемых данных, раскрывает представитель ЦБ.

Все для людей

«Сейчас эти данные на вас собираются, но вы не знаете, где они хранятся и кто получает разрешение на их использование. Профиль позволяет собрать цифровую идентичность человека, перевязав записи о нем в разных системах. Так, чтобы человек увидел, какие записи о нем хранятся, и мог предоставлять к ним доступ для разных сервисов», - заявил в феврале в интервью РБК вице-премьер Максим Акимов

Если данные человека нужны компании, чтобы оказать ему исключительно коммерческую услугу, то она должна оплатить запрос к цифровому профилю, рассуждает участник рабочей группы при АНО ЦЭ. Эксперты АНО ЦЭ предложили уточнить, что компании смогут бесплатно запрашивать информацию, в случае если эта информация требуется от них по какому-либо закону – например, по закону о борьбе с отмыванием денег для банков или по закону о связи для операторов, рассказывает участник рабочей группы и подтверждает директор по нормативному регулированию АНО ЦЭ Дмитрий Тер-Степанов.

Логично, что компании будут платить оператору системы цифровых профилей, ведь оператор предоставляет сервис и несет затраты на создание и поддержание инфраструктуры, по архитектурному и программному решению, объясняет партнер KPMG в России и СНГ Николай Легкодимов. Оператор может быть реализован, например, в формате государственно-частного партнерства. А вот владельцу данных вряд ли удастся заработать, скептичен он.

Сама по себе организация удобного доступа к ГИС не повод начать взимать плату за предоставление данных, уверен представитель Сбербанка. Денег стоит лишь улучшение качества и объема актуальных и юридически значимых данных, категоричен он.

Несколько российских банков начнут тестировать цифровой профиль уже в сентябре этого года, сообщала в конце января первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова. Представители Сбербанка и ВТБ подтвердили «Ведомостям», что планируют участвовать в тестировании.