Россияне продолжают охотно покупать Huawei

Разрыв отношений с Google за месяц не повлиял на продажи бренда
Россияне проигнорировали новости про отчуждение Huawei от экосистемы Google и продолжили покупать смартфоны китайского вендора/ Максим Стулов / Ведомости

19 мая стало известно, что пользователи гаджетов Huawei могут остаться без сервисов Google: корпорация объявила, что может ограничить поставки софта, железа и техническую поддержку китайского производителя. За прошедший месяц этот анонс не снизил российские продажи смартфонов Huawei и суббренда Honor, следует из данных розничных сетей, опрошенных «Ведомостями», – они сравнивали как динамику по двум месяцам подряд (до объявления Google и после), так и аналогичные периоды 2019 и 2018 гг.

В будущем китайскому производителю будут доступны лишь продукты с открытым исходным кодом: он сможет устанавливать на смартфоны публичную версию операционной системы Android, но не проприетарные сервисы корпорации (например, Gmail, Google Maps, YouTube), месяц назад писало Reuters. Обновления операционной системы также будут недоступны. Потеря экосистемы Google, вероятно, будет угрожать продажам смартфонов Huawei за пределами Китая, цитировала Financial Times аналитика Ричарда Уиндзора.

Но речь идет лишь о новых пользователях Huawei. Все устройства, которые сейчас в продаже, будут работать в обычном режиме, ранее заявлял «Ведомостям» представитель Huawei. После комментариев Huawei вопросы от потребителей практически прекратились, указывает представитель «Мегафона». Пользователи не наблюдают каких-либо ограничений на смартфонах Huawei, отметил представитель МТС.

Продажи Huawei в мае – июне 2019 г. остались на уровне апреля 2019 г. как в денежном, так и в натуральном выражении, подсчитал представитель группы «М.видео-Эльдорадо». Весь рынок в это время «умеренно рос», отмечает он, не раскрывая подробности. В розничной сети «Мегафона» доля Huawei и Honor не изменилась и составляет 40%, сравнил представитель оператора показатели за май и июнь 2019 г. «Связной-Евросеть» и вовсе зафиксировала рост продаж брендов, рассказал вице-президент по продажам объединенной компании Давид Борзилов. По его данным, за месяц продажи Huawei выросли на 8% в штуках, Honor – на 5%, а в рублях – на 7 и 4% соответственно, если сравнивать месяц до объявления Google и месяц после него, закончившийся 20 июня 2019 г.

Около 5–6 недель назад продажи мобильных устройств Huawei снизились почти на 40%, Honor показывала рост на 10%, спорит руководитель группы закупок смартфонов и планшетов «Ситилинка» Сергей Ворзов. За последнюю неделю Huawei начала немного отыгрывать свои позиции за счет ценовой политики и акций, наблюдает Ворзов. Например, в разных сетях можно купить два гаджета Huawei по цене одного – акция началась 10 июня, сравнил корреспондент «Ведомостей» данные на сайтах нескольких сетей.

Если сравнивать с месяцем до объявления ограничений, то с момента объявления Google продажи Huawei за месяц упали в разных сетях в штуках от 15 до 30%, рассказывает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Продажи Honor упали лишь на 5–10%, отмечает он. Покупатели не ассоциируют эти бренды, поясняет Муртазин: сейчас на слуху у них регуляторные проблемы Huawei, но на Honor они эти проблемы не распространяют. Общий рынок смартфонов в мае по сравнению с апрелем вырос на 8%, рассказывает Муртазин.

Год к году продажи растут. Продажи Huawei и Honor в конце мая – начале июня существенно не изменились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рассказывает представитель МТС. «Связной-Евросеть» и «М.видео-Эльдорадо» заметили даже рост продаж Huawei и Honor год к году. Именно в прошлом году Huawei начала активно завоевывать российский рынок и расширила модельный ряд смартфонов, напоминает Борзилов. Но эксперты разошлись во мнениях, какое сравнение более корректно. По мнению Муртазина, правильнее сопоставлять последовательные показатели двух месяцев, поскольку весь прошлый год Huawei росла на десятки процентов. С ним спорит Александр Малис, до 1 июня возглавлявший «Связной-Евросеть»: он указывает на высокую сезонность апреля – июня одного года. Любые тренды нагляднее видны по результатам минимум квартала или нескольких месяцев, поддерживает представитель «М.видео-Эльдорадо».

Даже если Huawei и Honor не будут выпускать новинки, текущая линейка позволит брендам еще год успешно удерживаться на рынке, рассчитывает Малис. Жизненный цикл гаджета составляет около 1,5 года, поэтому в ближайшие месяцы бренды смогут поддерживать популярность продуктов, постепенно снижая цены, поясняет он. Все сертифицированные модели продолжают поставляться в розничные сети и максимум стоит ожидать небольшого снижения доли Huawei и Honor в закупках сетей, где эти бренды были доминирующими и занимали больше половины поставок, указывает Малис. По мнению Муртазина, розничные сети сейчас стремятся распродать запасы Huawei и Honor и снизить долю бренда в закупках на будущие периоды. Представитель Huawei отказался от комментариев.