Статья опубликована в № 4891 от 04.09.2019 под заголовком: Мобильные операторы теряют голос

Россияне стали меньше созваниваться по мобильным телефонам

С развитием сетей в регионах их жители переходят в мессенджеры вслед за москвичами

В России впервые с 2011 г. (более ранней статистики нет) на протяжении двух кварталов падает мобильный голосовой трафик. В I квартале 2019 г. россияне наговорили на 2,8% минут меньше, чем годом ранее, во втором падение ускорилось до 4%, следует из статистики Минкомсвязи. Всего за шесть месяцев 2019 г. россияне наговорили 219,1 млрд минут против 228,2 млрд минут годом ранее.

В прошлом году голосовой трафик в мобильных сетях России оставался практически стабильным: 455,9 млрд минут против 455,8 млрд в 2017 г., но в Москве начал падать: 63,3 млрд минут – на 0,6% меньше, чем годом ранее. В этом году падение продолжается: за полгода москвичи наговорили 29,2 млрд минут против 31,5 млрд минут за первое полугодие 2018 г. (-7,2%).

Голосовой трафик снижается не первый год, говорит представитель «Вымпелкома» (бренд «Билайн»). Пользователи все чаще предпочитают обычным звонкам общение в социальных сетях и мессенджерах, поэтому растет передача интернет-трафика, и именно доходы от этой услуги вносят основной вклад в общую мобильную выручку. Во II квартале 2019 г. MOU (minutes of use – количество потраченных абонентом минут) снизился на 5,8% до 305 минут. Другие операторы не раскрывают этот показатель.

Многие пользователи, особенно в регионах, по-прежнему использовали голосовую связь для звонков – качество сети просто не позволяло разговаривать в мессенджерах, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Но за последние два года все операторы активно запускали сети LTE Advanced во многих регионах и у людей появилась возможность использовать интернет не только для того, чтобы открывать сайты, но и для звонков – это сказалось и на статистике, указывает Кусков. В Москве же, где лучшее в стране качество сигнала, пользователи раньше начали отказываться от традиционных звонков, добавляет он.

Голосовой трафик не мог расти бесконечно и сейчас рынок достиг потолка, кроме того, падение трафика всегда сопровождает периоды экономической стагнации, в котором мы находимся уже более года, указывает управляющий партнер AC&M-Consulting Михаил Алексеев. Ну и, конечно, люди стали говорить в WhatsApp: набралась критическая масса пользователей мессенджеров – например, дети, которые в принципе не пользуются телефонной связью, а только переписываются, подросли и изменили наконец баланс, рассуждает он.

При этом согласно статистике Минкомсвязи доходы операторов от услуг подвижной связи (в нее входит голосовой трафик, sms, а также услуги междугородного и международного роуминга) за полгода 2019 г. снизились на 6,9% (до 212 млрд руб.). Но падение замедлилось: в I квартале 2019 г. они сократились на 13%. Операторы не комментируют эту статистику.

Падение голоса не скажется на доходах операторов, уверен Кусков: они давно знают об этом тренде и предлагают пакетные тарифы, включающие, как правило, даже больше минут, чем выговаривают пользователи. Большинство тарифов операторов сегодня включают и голос, и мобильную передачу данных, поэтому падение потребления голоса напрямую не оказывает влияния на доходы операторов, подтверждает сотрудник оператора большой четверки.

Снижение использования голосовых услуг компенсирует рост мобильного трафика и развитие цифровых направлений экосистемы – системной интеграции, развлекательных сервисов, облачных технологий, интернета вещей, говорит представитель МТС Алексей Меркутов.

У «Вымпелкома» во II квартале 2019 г. наблюдался серьезный рост трафика, сообщил его представитель: порядка 5 ГБ на пользователя (на 46% больше, чем годом ранее).

«Мегафон» наблюдает снижение голосового трафика по России и в Москве, передал через представителя коммерческий директор Влад Вольфсон: все больше абонентов постоянно и осознано пользуются мобильным интернетом, в том числе говорят через мессенджеры. Тренд виден и в отчетности, указывает он: выручка «Мегафона» от всех услуг мобильной связи за полгода выросла на 4,3%, а от передачи данных – на 10,9%.

А вот в сети «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2) голосовой трафик продолжает расти, причем в Москве – даже быстрее, указывает его представитель. Но вместе с тем потребление дата-трафика в сети Tele2 увеличивается: во II квартале 2019 г. число активных пользователей мобильного интернета увеличилось на 52% год к году, говорит представитель оператора.

Темпы роста передачи мобильного трафика в России также замедляются. По данным Минкомсвязи, в первом полугодии 2019 г. он вырос на 50% до 6,8 млрд Гб, тогда как год назад рост составил 61%, а в 2017 г. – почти 84%.

Интернет-трафик уже практически не растет в Москве и других городах-миллионниках, где давно запущены сети LTE Advanced, и продолжается лишь за счет новых регионов, где только появляется покрытие, позволяющее потреблять тяжелый контент, сказал Кусков. Ограничивают взрывной рост и сами тарифы операторов: большинство абонентов используют тарифы с ограничением мобильного трафика (20 Гб, 50 Гб).

Темпы роста мобильного трафика передачи данных хоть и замедляются, но остаются достаточно высокими для нынешнего уровня проникновения смартфонов и покрытия сетей 4G, отмечает аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Скорее всего рост трафика продолжит замедляться до начала активного развертывания сетей 5G, полагает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more