«Вымпелком» потерял абонентов и снизил доход от них

И дело не только в гендиректоре, отправленном в отставку
Сокращение количества абонентов объясняется в том числе уменьшением количества трудовых мигрантов/ Сергей Портер / Ведомости

Российский оператор «Вымпелком» заработал за 2019 г. $4,481 млрд. Это на 3,7% меньше, чем в 2018 г., говорится в отчетности его материнского холдинга Veon. И скорость снижения выручки увеличилась: в 2018 г. оборот компании сократился лишь на 1,6%, с $4,729 млрд до $4,654 млрд. Это связано в том числе с сокращением абонентской базы за 2019 г. на 1,1% и сокращением ARPU (средний доход с одного абонента) в рублях на 4,2%.

Абонентов «Вымпелкома» не устраивает качество связи, называет причину гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. «На качество новых подключений продолжает влиять фактор негативного восприятия качества сети в силу ее недоинвестирования в историческом прошлом», – признает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева.

Остальные операторы большой четверки обеспечили работу сети LTE в московском метро, а «Вымпелком» планирует развернуть сеть только в 2020 г., продолжает Айбашева: в первом полугодии будут обеспечены непрерывной связью наиболее загруженные ветки метро – Таганско-Краснопресненская, Замоскворецкая, Калужско-Рижская и Сокольническая, а до конца 2020 г. – все станции, переходы и тоннели. Размер инвестиций в развертывание подземной сети Айбашева не назвала. В 2019 г. инвестиции в мобильную сеть выросли на 30% по сравнению с 2018 г.

Чтобы притормозить отток абонентов, в начале февраля 2020 г. «Вымпелком» объявил, что начал сотрудничать с «Максима телекомом» (предоставляет WiFi в метро) и в ближайшее полугодие абоненты «Вымпелкома» смогут пользоваться WiFi в метро бесплатно, через сеть «Максима телекома».

В 2019 г. выручка «Вымпелкома» от мобильных услуг снижалась на протяжении трех кварталов подряд и к концу года динамика ухудшилась, объясняет старший аналитик Альфа-банка Анна Курбатова. По ее словам, основная причина резкого падения заключается в потере абонентов мобильного интернета и в слабом росте выручки от передачи данных, который не компенсирует органическое сокращение доходов в голосовом сегменте. Динамика выручки от интернет-трафика была слабой на протяжении всего 2019 года (от -0,8% до +3%), указывает она: в 2017 г. рост составлял вообще 14%, а в 2018 г. – 5%.

Еще одним фактором уменьшения количества абонентов стало сокращение каналов дистрибуции. По словам представительницы «Вымпелкома», оператор сознательно взял курс на оздоровление абонентской базы, чтобы оставить в ней только реальных клиентов. Для этого оператор сократил дистрибуцию через киоски и в магазинах по франшизе, а эти каналы традиционно давали «Вымпелкому» большой приток клиентов.

Снижение абонентской базы – следствие сокращения количества мигрантов, продолжает Айбашева, «Вымпелком» традиционно занимал порядка 70% этого рынка. За год голосовой трафик абонентов из СНГ снизился на 31%. Из отчетности всей группы Veon видно, что двигателями роста компании стали украинская «дочка» (+26%), а также операторы в Бангладеш (+2,9%) и Казахстане (+10%). Выручка всего холдинга также уменьшилась на 2,5% – с $9 млрд до $8,86 млрд.

В пятницу в ходе презентации итогов 2019 г. инвесторам и аналитикам было объявлено, что совет директоров «Вымпелкома» возглавит операционный содиректор холдинга Veon Каан Терзиоглу. Также было объявлено, что совет директоров компании проголосовал за прекращение в июне 2020 г. полномочий нынешнего гендиректора Василя Лацанича.

Основная задача Лацанича формулировалась как укрепление рыночных позиций «Вымпелкома» и усиление предложения цифровых сервисов, но в последние два года компания продолжила терять долю рынка, прежде всего в пользу Теlе2, подчеркивает Курбатова.

Но нынешние проблемы у «Вымпелкома» возникли намного раньше прихода Лацанича в компанию и не связаны с его операционной деятельностью, рассуждает Кусков. Veon длительное время инвестировала в развитие международного бизнеса и практически не развивала технологии российского оператора, что привело к отставанию «Вымпелкома» от конкурентов, продолжает он. Принятые Лацаничем меры, особенно в части технического развития в Москве и регионах, заметно улучшили позиции компании, говорит Кусков: розница после значительного обновления увеличила обороты, но пока что не смогла набрать необходимых показателей.