«Вымпелком» пригласит виртуальных операторов

Так оператор планирует компенсировать уменьшение абонентской базы
Денис Гришкин / Ведомости

«Вымпелком» выходит на рынок услуг для виртуальных операторов – это будет новым отдельным бизнес-направлением, рассказали «Ведомостям» сотрудники двух компаний связи. «Планируется, что этот проект будет аналогичен «фабрике MVNO», которая действует в Tele2 с 2016 г.», – утверждает один из источников «Ведомостей». «Вымпелком» действительно планирует усилить это бизнес-направление, подтвердил человек, знакомый с его менеджерами.

Официальный представитель «Вымпелкома» не отрицает планов развития MVNO-бизнеса: «Мы готовы рассматривать интересные партнерские предложения в этой сфере».

Первые кадровые изменения, связанные с этим проектом, уже произошли, отметили два собеседника «Ведомостей». В частности, в начале марта вице-президентом «Вымпелкома» по операторскому бизнесу был назначен Сергей Быков, ранее являвшийся директором по взаимодействию с операторами связи и роумингу компании, напоминают они. В число его обязанностей войдет, в частности, выстраивание отношений с виртуальными операторами. Быкову предстоит разработать стратегию развития MVNO-бизнеса «Вымпелкома», утверждает один из источников «Ведомостей».

До сих пор «Вымпелком», как и другие сотовые операторы большой тройки, практически не взаимодействовал с виртуальными операторами. Если не считать АО «Глонасс» (эксплуатирует систему «Эра Глонасс», которая как виртуальный оператор подключает автомобильные модули информирования о ДТП к сетям всех четырех российских федеральных операторов), на сети «Билайна» работает только один MVNO. Это компания «Сим телеком», созданная для предоставления услуг связи мигрантам из СНГ. Сколько подписчиков у нее сейчас, в «Вымпелкоме» не уточнили.

Виртуальные операторы есть и на сетях МТС и «Мегафона» – правда, в таком статусе услуги оказывают их дочерние компании МГТС, «Скартел» (Yota) и NetByNet.

У крупных сотовых компаний большого интереса к MVNO нет – традиционные операторы рассматривают их скорее как конкурентов, объясняет менеджер одной из компаний связи: «Виртуальные операторы, как правило, обслуживают те или иные ниши рынка. Но в условиях его перенасыщения обычные компании связи сами хотят работать в этих нишах и не делить ни с кем выручку».

Иная стратегия у Tele2 и ее фабрики MVNO, указывает собеседник «Ведомостей»: «Компания вышла на рынок позже других и остро нуждалась в расширении абонентской базы». Сейчас на сети Tele2 работает более 20 виртуальных операторов, обслуживающих по итогам 2020 г. 2,8 млн абонентов, что на 37% больше, чем годом ранее, рассказала представитель компании Дарья Колесникова. С появлением в 2017 г. специальной платформы запуск виртуальных операторов был поставлен на поток, подчеркивает она. Среди них четыре банковских MVNO («Тинькофф мобайл», «Сбермобайл», «ВТБ мобайл», «Газпромбанк мобайл»), а также «Воентелеком», Eagle Mobile чемпиона UFC Хабиба Нурмагомедова, Migo Mobile от бизнес-блогера Азама Ходжаева и др.

Как MVNO на сети Tele2 сейчас работает и его материнский оператор «Ростелеком». Актуальное количество его абонентов не раскрывается. По итогам 2020 г. их было около 2 млн. То есть у Tele2 сейчас всего около 4,8 млн MVNO-абонентов, годовой прирост числа которых составил 28%, отмечает источник, близкий к одной из компаний.

По данным «ТМТ консалтинга», по итогам 2020 г. общее число пользователей MVNO в РФ превысило 11 млн (чуть более 4% от общего количества пользователей мобильной связи). Крупнейшим игроком была Yota, обслуживающая почти 60% «виртуальных» абонентов.

В «Мегафоне» и МТС не стали комментировать планы относительно MVNO. Представитель МТС подчеркнул, что оператор сейчас занимает 1-е место в России по выручке и количеству абонентов.

Именно попыткой стабилизировать и расширить сокращающуюся абонентскую базу опрошенные «Ведомостями» участники рынка объясняют интерес «Вымпелкома» к MVNO. «Билайн» боится потерять 3-е место в России по количеству абонентов, поэтому и занимается подобными проектами, считает менеджер крупного федерального оператора. По его мнению, для развития этого бизнеса у «Вымпелкома» есть хорошие предпосылки: «Сейчас компания активно модернизирует свою сеть и расширяет ее емкость. При этом «Вымпелком» работает во всех регионах России, кроме Крыма, Tele2 же – лишь в 68 из 85».

По данным «Ростелекома», его мобильная абонентская база в прошлом году (с учетом Tele2) выросла на 1,5% до 46,6 млн. Количество сотовых абонентов «Вымпелкома» за год уменьшилось на 8,7% до 49,9 млн, следует из отчета его материнского холдинга Veon. При такой динамике Tele2 довольно быстро может вытеснить «Вымпелком» из большой тройки, не исключали ранее эксперты и участники рынка, опрошенные «Ведомостями».

«Испытывая проблемы с падением абонентской базы, «Вымпелком» идет тем же путем, что и Tele2. Ее опыт показал, что MVNO – эффективный вспомогательный способ привлечения абонентов в свою сеть и получения дополнительной выручки», – отмечает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. При этом часть потенциальных и существующих абонентов может уйти к виртуальному оператору, соответственно, доходы от их обслуживания придется делить, предупреждает эксперт. Впрочем, учитывая рыночную долю «Вымпелкома», такие потери будут некритичны, считает Анкилов: «Общий положительный эффект будет перевешивать».

Виртуальный оператор, который в перспективе может набрать ощутимую абонентскую базу, может получать до 70% платежей абонентов, говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. По его словам, на фоне оттока абонентов для «Вымпелкома» сейчас хороши все средства восстановления базы абонентов: «Правда, при этом, если не повышать лояльность существующих абонентов, улучшая качество связи и проводя гибкую тарифную политику, никакие MVNO не помогут».