В России разработан навигатор для беспилотной спецтехники

«Газпром нефть» планирует протестировать его на своих объектах
Эксперименты с внедрением беспилотной спецтехники проводятся уже не первый год /Raccoon Lab

На объектах ПАО «Газпром нефть» в этом году пройдут испытания навигационной системы для беспилотной спецтехники, созданной центром компетенций «Национальной технической инициативы» (НТИ) на базе университета «Иннополис». Внедрение системы поможет минимизировать участие сотрудников в управлении беспилотными бульдозерами и экскаваторами и снизит затраты на строительство, рассказали «Ведомостям» разработчики. Тестирование системы запланировано на III–IV кварталы 2021 г.

В комплекс для построения маршрутов спецтехники входят дрон с камерой и автопилотом в бортовом компьютере, сервер хранения и обработки данных для построения маршрутов и сам навигатор – планшетный ПК с навигационным модулем, рассказывают в НТИ. Дрон по заданной траектории осуществляет аэрофотосъемку местности, на ее основании строится цифровая модель площадки с учетом рельефа, препятствий и уклона. По ней навигатор строит маршрут для бульдозера или экскаватора, в кабине которых пока находится человек.

Пока движение спецтехники не автономно, человек управляет машиной и ведет ее по заданному в приложении маршруту, объясняет пресс-секретарь АНО «Платформа НТИ» Юрий Сушинов: «Главное отличие технологии от обычного навигатора в умении строить маршрут в условиях бездорожья, прогнозируя препятствия на пути. В дальнейшем движение будет выполняться без помощи человека в управлении».

Навигатор будет доступен оператору спецтехники в виде приложения на iOS и Android, названия у приложения пока нет. Принцип его работы почти не отличается от функций навигатора для обычных автомобилей, утверждают разработчики: «Стоимость самого комплекса около 7 млн руб.».

В пресс-службе «Газпром нефти» сообщили, что компания ведет переговоры о сотрудничестве с российскими и зарубежными производителями спецтехники для создания беспилотных моделей и их последующего тестирования на совместных испытательных площадках.

«Помимо бульдозеров и экскаваторов рассматривается возможность проведения испытаний различных модификаций грузовых автомобилей, вездеходного транспорта и других видов техники, – говорят в «Газпром нефти». – Разработка единой навигационной системы призвана в перспективе обеспечить универсальное централизованное управление всем парком беспилотной спецтехники вне зависимости от ее типов и производителей. В будущем такой сервис будет актуален для использования в условиях бездорожья при выполнении геологоразведочных работ и строительстве инфраструктуры новых нефтегазовых месторождений «Газпром нефти» в Западной Сибири».

«Применение роботизированной техники с точки зрения выгоды для бизнеса позволит прежде всего выполнять работы быстрее и качественнее, – объясняет руководитель проекта по разработке навигационной системы Роман Федоренко. – Это не экономия на оплате труда оператора, который остается и получает более высокоуровневые функции супервайзера, а потенциально уменьшение стоимости строительства, повышение его эффективности за счет движения техники в автоматизированном режиме. Внедрение таких систем будет проходить постепенно с участием оператора на первых этапах».

Эксперименты с внедрением беспилотной спецтехники проводятся уже не первый год. В 2017 г. американский стартап Built Robotics представил прототип беспилотного экскаватора, в качестве основы использовался погрузчик компании Bobcat. За год до этого в Татарстане протестировали беспилотный трактор с установленным аппаратно-программным комплексом компьютерного зрения, позволяющим видеть и объезжать препятствия.

Беспилотная спецтехника на данный момент входит в число основных технологических трендов в тяжелой промышленности, считает представитель компании «Сибур диджитал» Александр Семенов: «Ее популярность обусловлена заметным экономическим эффектом, который достигается за счет автоматизации рутинных задач и высвобождения десятков тысяч человеко-часов в год. Если говорить о наземной спецтехнике, передовые системы навигации имеют большой потенциал. Технологию можно внедрять не только в беспилотные экскаваторы и бульдозеры, которые более актуальны для добывающей промышленности, но и в беспилотные аппараты для транспортировки грузов».

В сфере жилищного строительства также тестируют беспилотную спецтехнику и системы для управления ею.

В ГК «Самолет» сейчас ведется работа над оптимизацией времени эксплуатации дорожной и земляной техники, рассказал «Ведомостям» управляющий директор компании Андрей Иваненко: «Для этого выбрано два ключевых направления – платформа для учета времени работы и беспилотная техника. На данный момент второй рычаг повышения эффективности не окупается, так как стоимость времени машиниста заметно меньше, чем разработка софта для управления беспилотником». Иваненко также уточнил, что компания стремится к минимизации простоев и обращает внимание на доступные решения на рынке.

По мнению президента ГК «Основа» Александра Ручьева, беспилотная спецтехника и транспорт – это крайне перспективное направление, которое активно развивается во всем мире, включая Россию. Однако сегодня подобные технологии еще не достигли уровня массового внедрения, напоминает он: «Они дороже, требуют дополнительных инвестиций, и их внедрение может начаться не ранее чем через 3–5 лет».

Беспилотная техника – это дорогое удовольствие, хоть и дело будущего, соглашается директор по строительству ГК «Гранель» Андрей Зимонов: «Использование технологии пока экономически неэффективно, а ремонт беспилотного транспорта, если он выйдет из строя, может быть золотым. Кроме затрат возникает ряд других вопросов. Первый из них – безопасность. Хотя производители оборудования заверяют, что проблема решена, полной уверенности в этом еще нет».