Салонов связи становится меньше

За год их количество сократилось на 3,5%
Оптимизация торговых сетей позволит операторам и ритейлерам сократить избыточные зарплатные и арендные расходы/ Андрей Гордеев / Ведомости

В мае этого года количество телекоммуникационных магазинов в России составило около 18 900 – примерно на 3,5% меньше, чем годом ранее, подсчитала компания GfK. Под такими магазинами GfK понимает точки, основной ассортимент которых – это контракты операторов, сотовые телефоны и другое абонентское оборудование. В обиходе это салоны связи.

«Учтены магазины операторов, профильных розничных сетей, отдельные небольшие салоны», – рассказывает Наталья Моржова из GfK.

В операторских компаниях тенденцию к сокращению точек продаж подтверждают. По словам представителя МТС Алексея Меркутова, в I квартале 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество салонов компании (включая франчайзинговые) снизилось примерно на 3,2% до 5334.

На конец I квартала 2021 г. у Tele2 (точнее, у ее партнеров-франчайзи) было чуть больше 2600 салонов – по сравнению с IV кварталом прошлого года их число сократилось на 5%, говорит представитель оператора Дарья Колесникова: «А если сравнить март 2021 г. с февралем 2020 г. – последним месяцем до пандемии, – то число салонов уменьшилось на 6%».

«В период 2020–2021 гг. «Связной» провел оптимизацию розничной сети, оставив магазины с максимальным потенциалом роста доходности. В результате их количество сократилось с 4000 до 2600», – говорит старший вице-президент по операционной деятельности компании Алексей Вуколов. «Связной» с начала этого года открыл более 50 новых объектов, добавил он.

Актуальное количество торговых точек в «Вымпелкоме» не назвали.

Так же поступил и представитель «Мегафона», отметивший, что в компании считают текущий размер розничной сети оптимальным и внимательно следят за динамикой трафика покупателей.

«Вымпелком» рассматривал возможность отказа от собственной розничной сети, рассказывали в прошлом году «Ведомостям» источники, знакомые с руководством компании. Представитель оператора не пояснил, актуальна ли данная идея сейчас.

Главная причина сокращения того, что называется сотовой розницей, – уменьшающийся спрос на ее услуги у клиентов и сокращение необходимости в ее деятельности среди операторов, отмечает руководитель проекта Content-Review Сергей Половников: «Для связистов больше не актуален такой показатель, как количество активированных сим-карт, в условиях насыщения рынка они стремятся увеличить отдачу от существующих абонентов и срок их обслуживания. Необходимости вбрасывать на рынок сотни миллионов сим-карт больше нет – следовательно, не нужна заточенная под их продажи гигантская розница».

Из салонов связи продажи телефонов перемещаются в сети, такие как «М.видео», «Эльдорадо» или DNS, отмечает Половников: «Особенно это касается дорогих моделей. Обращаться в салоны связи, где зачастую неквалифицированные продавцы стремятся навязать покупку ненужных товаров и услуг, у многих покупателей просто нет желания».

Оптимизация торговых сетей позволит операторам и ритейлерам сократить избыточные зарплатные и арендные расходы, отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин: «Содержание одного такого салона в среднем обходится в 12 млн руб. в год».

По расчетам гендиректора Telecom Daily Дениса Кускова, в ближайший год количество салонов может сократиться примерно на 6%: «Этому способствует переход продаж оборудования и подключений в дистанционные каналы и те, которые условно можно отнести к таким. Это не только интернет-магазины – сим-карты начали продавать на кассах супермаркетов. Появляется все больше аппаратов с eSim, позволяющей подключаться без личной явки в офис продаж с паспортом».

По мнению Кускова, перепрофилировать салоны связи будет крайне непросто: «Опыт продаж в них страховок, путевок, организации пунктов выдачи интернет-магазинов показал, что на эти и другие продукты и услуги приходятся считанные проценты от выручки».

Операторы признают: спрос на сим-карты и другие товары смещается в онлайн-каналы. Сокращение числа магазинов обусловлено тем, что пандемия изменила структуру трафика и способствовала смещению части продаж в цифровые каналы, утверждает Колесникова.

МТС активно развивает интернет-магазин, говорит Меркутов: «Мы постоянно сокращаем время доставки смартфонов, сим-карт и оборудования, увеличиваем количество курьеров и расширяем зоны быстрой доставки до самых отдаленных городов».

По данным GfK, за первые пять месяцев 2020 г. 24% смартфонов в России было продано онлайн, за аналогичный период 2021 г. эта доля уже 26%. При этом продажи сим-карт в России сокращаются в принципе: если в 2019 г. было реализовано 98,7 млн таких чипов, то в прошлом – 92,3 млн.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты и участники рынка считают роль салонов до сих пор существенной. По данным AC&M-Consulting, в 2020 г. более 95% сим-карт в России по-прежнему было реализовано через офлайн-каналы.

«Операторы экспериментируют с форматами – например, создают крупные магазины, в которых пытаются познакомить частных и корпоративных абонентов с максимально полным набором своих услуг и экосистемных продуктов, – говорит Кусков. – Опять-таки салоны нужны для решения сложных проблем или оказания услуг, которые невозможно предоставить без паспорта, – например, передачи номера от одного абонента другому».

«Салоны необходимы и останутся не только для продажи сотовых контрактов и смартфонов, но и как experience shops, – считает Колесникова. – Это место для контакта с клиентом, решения сложных вопросов, углубленных консультаций и оказания комплексных услуг».