Продажи умных часов в России впервые превысили спрос на фитнес-трекеры

Цены сравнялись, но у часов больше функций, отмечают эксперты
Андрей Гордеев / Ведомости

В первом полугодии 2021 г. на российском рынке носимой электроники (wearable gadgets) произошел перелом, следует из отчета «М.видео-Эльдорадо», продажи умных часов в натуральном выражении превысили продажи другой разновидности носимых устройств – фитнес-трекеров. Всего в России было продано 2,5 млн wearable gadgets, 55% которых смарт-часы, 45% – трекеры, тогда как годом ранее часы занимали менее половины рынка, говорится в нем. Продажи часов и трекеров примерно сравнялись во второй половине 2020 г., утверждает представитель «М.видео-Эльдорадо». «Около 10% из общего объема сегмента пришлось на детские часы, которые помогают родителям отслеживать местоположение ребенка и оставаться с ним на связи», – уточняет в своем отчете ритейлер.

Продажи фитнес-трекеров впервые стали снижаться – в первом полугодии 2021 г. россияне купили на 4% меньше умных браслетов, чем в январе – июне 2020 г., рассказывает представитель МТС Алексей Меркутов: «За год их средняя цена увеличилась на 12% до 2400 руб.». В то же время продажи умных часов выросли на 56% в натуральном выражении и на 79% – в денежном, утверждает он.

В первой половине этого года умные часы действительно опередили по продажам в штуках фитнес-трекеры, согласен ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин: «Этому способствовал спрос на бюджетные модели, которые по цене сравнялись с фитнес-трекерами ведущих мировых брендов, например Samsung. Хотя средняя цена на часы и растет, за год гаджеты эконом-класса китайских производителей подешевели в среднем на 30% до 3000–4000 руб., можно найти и более дешевые модели за 1500–2000 руб.». Муртазин отмечает, что при сопоставимых ценах часы несут столько же, а иногда и больше функций, чем продвинутые трекеры: «При этом у них большие удобные дисплеи, с которых удобнее считывать информацию, что и предопределяет выбор покупателей».

«Умные часы помогают следить за состоянием здоровья, что немаловажно во время пандемии, и эффективнее заниматься физической активностью, выполняют функцию умного ассистента в связке со смартфоном, позволяя общаться и безопасно совершать бесконтактные платежи, – перечисляет директор направления «Цифровая техника» «М.видео-Эльдорадо» Никита Тихвинский. – Возможности смарт-часов становятся понятнее для широкой пользовательской аудитории, а сами аксессуары – узнаваемой и неотъемлемой частью повседневного образа жизни».

«Потребителям уже недостаточно возможностей обычных фитнес-трекеров, поэтому они переходят на стильные смарт-часы, у которых есть крупный дисплей и много функций», – согласен Меркутов. Вероятно, текущая динамика рынка носимых устройств сохранится до конца 2021 г., добавляет он.

Участники рынка электроники отмечают, что, несмотря на рост ассортимента недорогих смарт-часов и снижение цен на них, дорогие модели от известных брендов по-прежнему пользуются спросом. Например, по данным «М.видео-Эльдорадо», первое место по продажам в натуральном выражении в первом полугодии 2021 г. заняли Apple Watch SE с диагональю дисплея 40 мм, вышедшие на рынок осенью прошлого года (их цена в фирменном интернет-магазине Apple – 24 990 руб.). Рост интереса к умным часам наметился еще в прошлом году с появлением этой модели, утверждает сотрудник одного из ритейлеров: «Apple удачно спозиционировала устройство как относительно бюджетное. Его покупают те, кто хочет получить гаджет с длительным сроком службы и расширенным функционалом, в числе возможностей которого, к примеру, оплата товаров и услуг с помощью Apple Pay».

Средний чек на умные часы в России за год вырос на 15% до 17 000 руб., подсчитали в «Связном». Значительный рост средней цены смарт-часов обусловлен ростом продаж устройств Apple и Samsung, которые занимают первое и второе место по популярности, рассказывает вице-президент по закупкам и развитию «Связного» Михаил Догадин. По его словам, годовой прирост продаж умных часов американского и южнокорейского бренда составил 59 и 76% (объемы продаж в абсолютном выражении он не назвал). «Происходит расширение модельного ряда умных часов известных транснациональных брендов, или A-брендов, в сегменте недорогих устройств – речь идет, например, о Honor Watch ES или Huawei Watch Fit, – рассказывает Догадин. – Покупатели готовы доплатить и вместо самого хорошего фитнес-трекера, но тем не менее с ограниченным функционалом, приобрести умные часы».

«Помимо снижения цен и роста функциональности спрос на умные часы определяется модой – это аксессуар, в представлении многих говорящий о достатке, успехе человека, его положении в обществе, – отмечает генеральный директор Acer в России Дмитрий Кравченко. – Считается, что Россия – страна демонстративного потребления, и желание пользователя подчеркнуть свой статус – немаловажный фактор, влияющий на спрос». По мнению Кравченко, интерес к умным часам может подстегнуть легализация электронных sim-карт (eSim) для носимой электроники: «Возможность использовать умные часы на большом удалении от смартфона, например во время занятий спортом, на пробежках, приведет к расширению аудитории пользователей носимых гаджетов».