Производители конструкторов для робототехники попросили помощи у президента
Они обеспокоены господдержкой единственного игрока в отраслиРоссийские производители робототехнических конструкторов, в числе которых MGBot, «Роботрек» и R:ED, написали коллективное письмо с просьбой поддержать отрасль на фоне «изменения логистики, сложностей поставок электронных компонентов и отсутствия внимания со стороны государства». Письмо от инициативной группы разработчиков было направлено в администрацию президента (АП), Михаилу Мишустину, а также в Агентство стратегических инициатив (АСИ) и ВЭБ.РФ 1 сентября. Документ есть в распоряжении «Ведомостей», его подлинность подтвердили исполнительный директор R:ED (Robotics Education) Максим Сушков, гендиректор MGBot Павел Сергеев, а также топ-менеджеры «Роботрека» и «Геоскана».
В новых федеральных образовательных стандартах (ФГОСах) для начальной и средней школы, вступивших в силу с 1 сентября 2022 г., робототехника стала частью обязательной школьной программы в рамках предмета «Технология». На уроках дети должны будут освоить «методы учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий». Для их проведения необходимо специальное оборудование, в том числе робототехнические конструкторы, станки с ЧПУ и 3D-принтеры, а также ПО.
Поводом для беспокойства разработчиков конструкторов послужило поручение Путина по итогам форума АСИ «Сильные идеи для нового времени». На нем было решено поддержать санкт-петербургскую компанию «Роббо» в части производства робототехники, используемой в образовательном процессе, и экспорта ее решений. Правительству Санкт-Петербурга поручено оказать компании финансовую поддержку и предоставить ей помещения для создания центра компетенций. Сумма поддержки не названа. В ВЭБ.РФ, которому было поручено заняться решением вопроса, от комментариев отказались.
Господдержка одного проекта «поставит в неравное положение» остальных производителей, говорится в коллективном письме отрасли. У его авторов вопросы вызывает и то, что из производителей была выбрана компания, решения которой не включены Минпромторгом в реестр отечественной промышленной продукции. Компании попросили разработать комплекс мер поддержки для всех российских производителей образовательной робототехники, поспособствовать началу диалога с Минпросвещения и поддержать субсидиями и грантами НИОКР новых решений для образования.
«Все отдали одному далеко не самому лучшему и подходящему производителю, который не подходит под образовательные требования: за 10 лет существования «Роббо» их почти нет в школах», – заявил Сушков. Авторы письма, по его словам, предлагают учесть всех отечественных производителей в рамках поставки в школы, чтобы избежать «несправедливой конкуренции и монополии».
До 2022 г. российский рынок образовательной робототехники был поделен между двумя зарубежными игроками – Lego и VEX, говорится в письме, на них приходилось около 80% поставок в школы. Но после начала СВО на Украине обе компании прекратили деятельность в России. Доля российских производителей, в числе которых «Роббо», MGBot, «Роботрек», «Трик», R:ED, «Океаника», в поставках в образовательные учреждения «в настоящее время минимальна», указано в документе. В числе других обозначенных в письме проблем – отсутствие диалога с Минпросвещения, а также то, что решения российских разработчиков «не входят в инфраструктурные листы и методические указания для оснащения образовательных организаций в рамках реализации национальных проектов».
В АП разработчикам ответили, что поставленный в письме вопрос находится в компетенции Минпросвещения и Минцифры и оно было перенаправлено в ведомства. В Минцифры «Ведомостям» подтвердили получение письма, уточнив, что «оно находится на рассмотрении». В пресс-службе Минпросвещения получение письма комментировать не стали, ограничившись абстрактным заявлением о важности робототехники в школьном образовании в сегодняшних реалиях.
Основатель «Роббо» Павел Фролов считает, что выбор его компании обоснован тем, что она предлагает готовую экосистему, которая «закрывает все потребности российской системы технического образования детей». Она строится на базе открытого программного и аппаратного обеспечения, что позволяет ликвидировать зависимость образования от зарубежных технологий и софта, добавляет он. «Опасений монополизации мы не поддерживаем. Подход открытого программного и аппаратного обеспечения исключает возможность построения монополии», – говорит Фролов, добавляя, что компания активно сотрудничает с партнерами по рынку.
По данным «Роббо», ее решения используют больше 100 000 учеников в 28 странах мира. Выручка «Роббо» в 2021 г. выросла вдвое – с 96,6 млн до 198,6 млн руб., сообщил «Ведомостям» представитель компании. Кроме того, в 2021 г. компания получила несколько крупных грантов: 20 млн руб. от Фонда содействия инновациям, 85 млн руб. от Российского фонда развития информационных технологий, 100 млн руб. от Минпромторга и еще 550 000 юаней (около 5 млн руб.) за победу в конкурсе Russia-China Competition в Китае.
Учитель информатики высшей категории Сергей Косаченко из Томского физико-технического лицея замечает, что наборы «Роббо» используются, но подходят максимум для 5–6-го класса, так как подразумевают только программирование на языке Scratch без конструирования и пайки. «Образовательный процесс в старших классах должен максимально расширять спектр инструментов, – рассуждает он. – Например, на начальном уровне ученики используют Scratch с одним набором, затем они должны перейти на C++ или Python и, соответственно, использовать другой набор». Идеального набора сегодня не существует, считает Косаченко.
Ни один бренд на рынке не решает всех образовательных задач с учетом возраста и формирования компетенций, соглашается генеральный директор «Роботрека» Надежда Бабенкова. По ее словам, компания обсуждает эту проблему с другими участниками рынка: «Мы стараемся ответить на вопросы, как совместить механику разных наборов, ПО и интеграцию технологий. Например, с помощью нашего нейроинтерфейса можно настроить управление разными робототехническими контроллерами разных производителей».
Научно-методический центр содержания образования Академии социального управления поддерживает письмо, сообщила его руководитель Ольга Логвинова. По ее словам, организация не выступает за какого-либо отдельного производителя: разнообразие устройств даст школьникам возможность «наращивать компетенции и читать интерфейс». «Единственный поставщик зачастую, не имея конкуренции, начинает поставлять в школы устаревшее оборудование по завышенным ценам или нарушает комплектацию», – объясняет Логвинова.
Российский рынок робототехники пока отстает от мирового, говорит руководитель программ в области робототехники и искусственного интеллекта IT-кластера фонда «Сколково» Павел Кривозубов. По данным Международной федерации робототехники, российский рынок эксплуатации промышленных роботов – это 1% от мирового. Уход ряда зарубежных игроков будет стимулировать появление отечественных аналогов, которые будут внедряться в экономику в том числе благодаря мерам господдержки, заключает Кривозубов.