Игровая индустрия привлекает, но не нанимает

Уход игровых студий из России привел к сокращению числа вакансий для разработчиков вдвое
Ключевые причины падения спроса на образование в сфере геймдева – это осознание снижения перспектив на трудоустройство и сокращение финансовых возможностей/ Freepik

Количество вакансий для разработчиков игр в IV квартале прошлого года сократилось более чем в 2 раза – на 54% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., следует из данных аналитиков HeadHunter (hh.ru), подготовленных по запросу «Ведомостей». Всего за прошлый год hh.ru опубликовал 1568 объявлений о найме разработчиков игр, в 2021 г. таких предложений было 1817.

Как следует из данных hh.ru, количество игровых вакансий сокращалось от квартала к кварталу. В частности, в I квартале 2022 г. показатель вырос на 63% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., однако во втором показал падение в 5%. В III квартале 2022 г. разрыв стал еще заметнее – число опубликованных вакансий в сфере разработки игр было на 33% меньше, чем в тот же период 2021 г., а в IV квартале падение стало еще более явным.

Причина кризиса на российском рынке геймдева – уход игровых студий с местного рынка и, как следствие, релокация специалистов и заморозка найма в стране, говорит независимый эксперт по видеоиграм Александр Кузьменко. Среди крупных игроков, которые ушли с российского рынка, – студия Mundfish (создатели Atomic Heart), OwlCat Games (проект Pathfinder), инди-издатель Ravenage. Мелкие разработчики либо закрылись, либо начали работать под новыми названиями в странах ближнего зарубежья или на Кипре, поясняет эксперт. Часть компаний просто прекратили активный наем: крупнейший мировой разработчик мобильных игр Playrix, основанный в Волгограде, а ныне позиционирующий себя как ирландская компания, активно нанимал сотрудников в волгоградский офис до конца августа, следует из опубликованных вакансий на локальном ресурсе volgograd.jobfilter. С конца лета ни одной новой вакансии у компании открыто не было. Сейчас на сайте Playrix указано, что в компании работает более 3500 человек, но, сколько из них работает в России, компания не раскрывает.

При этом предлагаемая зарплата разработчиков игр в 2022 г. выросла на 8% по сравнению с 2021 г. – со 106 000 до 115 000 руб. в год. На медиану могло повлиять то, что на фоне падения вакансий остались вакансии для продвинутых специалистов в геймдеве, которые трудно закрыть в короткие сроки, предположил представитель hh.ru.

Пока спрос на таких разработчиков падает, предложение – растет. На это влияет популярность образовательных программ и онлайн-курсов по геймдеву, следует из статистики нескольких компаний, предоставленной по запросу «Ведомостей». По данным исследования VK и ИТМО, за последние два года число образовательных программ в игровой индустрии выросло почти в полтора раза (на 45%), сообщил представитель интернет-компании. Популярность отдельных профильных курсов также выросла. Например, у «Нетологии» количество оплат различных геймдев-программ выросло за IV квартал 2022 г. в среднем на 7% в годовом выражении, сообщила руководитель направления «Дизайн и UX» Вероника Коломкина.

Школам приходится запускать новые курсы или организовывать бесплатные учебные программы, чтобы сохранить темпы роста. В частности, школа кодинга XYZ в 2022 г. запустила спецпроект совместно с hh.ru, по результатам которого выпускники курса смогут найти работу в геймдев-компаниях, рассказал «Ведомостям» сооснователь, генеральный директор XYZ School Павел Мосейкин. Школа привлекает студентов и бесплатными программами. По словам Мосейкина, всего за 2022 г. на платные и бесплатные курсы зарегистрировалось более 60 000 студентов.

Другие опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что в 2022 г. потребность в профильных специалистах в России резко снизилась и это уже сказалось на интересе к обучению таким специальностям. В первую очередь это коснулось больших программ с высоким ценником и длительным временем обучения, говорит основатель студии Vengeance Games Константин Сахнов. В некоторых школах, по его словам, зафиксировано снижение числа обучающихся до 50%. Короткие дистанционные курсы чувствуют себя чуть лучше, отмечает он. По оценке Кузьменко, падение продаж онлайн-курсов для разработчиков игр в 2022 г. могло составить 70–80%.

Ключевые причины падения спроса на образование в сфере геймдева – это осознание снижения перспектив на трудоустройство и сокращение финансовых возможностей, объясняет Сахнов. Массовый отъезд студий, вызванных санкциями и желанием иметь стабильный доступ к сотрудникам, привел к снижению числа вакансий на территории России, продолжает он. Игры в отличие от кино – индустрия, рассчитанная прежде всего на международный рынок, и проектов, ориентированных исключительно на российского игрока, крайне мало, продолжает Кузьменко. Не имея возможности издавать свои игры на зарубежных рынках, прежде всего Европы и США, разработчики оказались вынуждены переводить свои студии в другие страны, соглашается он с Сахновым.

Отчет отдельных школ о росте продаж онлайн-курсов может объясняться тем фактом, что они тратят «огромные бюджеты» на маркетинг, считает Кузьменко. «Достаточно посмотреть на нативные интеграции топовых блогеров в YouTube: половина рекламы – это подобные курсы с рефреном «ворвись в IT», – продолжает он. – Однако их выпускники получат не работу в топовых компаниях вроде VK или «Яндекс», а диплом, который не является даже дипломом государственного образца, а просто о прохождении курса». Онлайн-школы живут на том, что продают не знания, а «мечту о прекрасном будущем, где выпускник трудоустроится с большую компанию на большую зарплату», добавляет источник «Ведомостей» в студии – разработчике игр. Поэтому, по его словам, они продолжают нести тезис о том, что с рынком игр все хорошо, а диплом вузов ничего не стоит, поэтому нужно учиться в современных школах.

Интерес к высшему образованию в сфере дизайна и разработки компьютерных игр в прошлом году не сократился, замечает директор Института информационных технологий МИРЭА Андрей Зуев. В данной сфере с учетом современного уровня телекоммуникаций и уже сформировавшейся практики фриланса и удаленной работы взаимное географическое расположение заказчика и исполнителя не играет ключевой роли, считает он. Многие компании действительно предоставили возможность удаленной работы, но руководящее звено, как правило, сталкивается с требованием релокации, замечает Сахнов.