У «Билайна» ускорился отток абонентов

В большой четверке операторов его мог обогнать ближайший конкурент – Tele2
Максим Стулов / Ведомости

Абонентская база «Вымпелкома» (бренд «Билайн») за 2022 г. (на конец IV квартала) впервые сократилась сразу на 9,3% до 44,8 млн человек. Это следует из отчетности материнского холдинга «Вымпелкома» – Veon за 2022 г., опубликованной 16 марта 2023 г.

Количество абонентов оператора неуклонно снижается уже несколько лет подряд. В 2021 г. база «Билайна» снизилась на 0,9%, годом ранее – на 8,7%, следует из финансовых отчетностей компании за прошлые годы.

Отток абонентов «Вымпелкома» происходит уже не первый год, и впервые снижение началось в 2016 г. Александр Торбахов, назначенный на пост гендиректора «Вымпелкома» в апреле 2020 г., неоднократно говорил о том, что оператор придерживается стратегии «оздоровления» абонентской базы – фокуса на платежеспособных клиентов, а также улучшение показателя ARPU (Average Revenue Per User – средняя выручка на одного пользователя).

К концу IV квартала 2022 г. «Вымпелком» по сравнению с концом 2021 г. нарастил ARPU мобильных абонентов на 12,4% до 422 руб., говорится в раскрытии отчетности российской компании. На это повлияли и корректировка тарифов, и подключение дополнительных услуг. В декабре 2022 г. «Ведомости» сообщали, что представители оператора обзванивали своих абонентов с предложением перейти на более дорогие тарифы или подключить платные дополнительные услуги. Представитель «Билайна» это подтверждал.

В 2022 г. все операторы большой четверки так или иначе повышали цены на свои услуги, но индексация не должна была превышать уровень среднегодовой инфляции (по данным Росстата, 11,94% по итогам года). Рост цен на тарифы «Мегафона» составил порядка 10%, Tele2 – 12%, что не противоречит рекомендациям ФАС, приводил пример аналитик «Финама» Леонид Делицын.

Количество пользователей мобильного интернета у «Билайна» на конец 2022 г. упало на 8,6% до 31,5 млн. Среднемесячный голосовой трафик сократился на 2,6% до 314 минут. А средний data-трафик вырос на 24,2% до 18,3 Гб на пользователя в месяц. Покрытие 4G увеличилось до 90% с 89%. В 2022 г. выручка «Вымпелкома» снизилась на 1,4% до 286,7 млрд руб. Сервисная выручка при этом увеличилась на 3% до 262,9 млрд руб. EBITDA в 2022 г. выросла на 9% до 118,5 млрд руб.

Опрошенные «Ведомостями» аналитики считают, что по числу абонентов «Билайн» оказался на последнем месте в большой четверке сотовых операторов, а Tele2 опередила «Вымпелком» по количеству мобильных абонентов и закрепилась на 3-м месте. По итогам 2021 г. абонентская база Tele2 составляла 47,5 млн пользователей (с учетом виртуального оператора «Ростелеком», работающего на сети Tele2), сообщил «Ведомостям» представитель оператора. Данных по 2022 г. нет в наличии, поскольку материнская компания Tele2 «Ростелеком» закрыла отчетность. Лидером рынка остается МТС, при этом по итогам прошлого года ее абонентская база также снизилась на 0,5% до 80 млн человек. По итогам 2022 г. абонентская база «Мегафона» в России выросла на 1,3% до 75,3 млн человек, говорит представитель компании.

Хотя Tele2 не раскрывает свои показатели, но можно допустить, что по итогам 2022 г. ее абонентская база могла превысить 48 млн и она обогнала «Вымпелком» по количеству мобильных пользователей, спрогнозировал гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Не исключает этого и аналитик агентства MForum Алексей Бойко, который допустил, что Tele2 и «Вымпелком» поменялись местами.

Снижение абонентской базы «Вымпелкома» действительно оказалось заметным, продолжает Бойко. На нем сказалось прежде всего сокращение потока мигрантов из стран ближайшего зарубежья, а также перемещение населения России. Абонентская база «Вымпелкома» снизилась, но это входит в стратегию деятельности компании по ее «оздоровлению», т. е. уходу от неактивных пользователей, которые не приносят денег, а также от раздачи сим-карт у метро, вокзалов и в переходах, объясняет Кусков. Это отражается на ARPU, что является позитивным показателем для компании. Действительно, важны не столько абсолютные цифры, сколько результаты монетизации абонентской базы, подтверждает Бойко.

В 2023 г., скорее всего, продолжится корректировка абонентской базы «Вымпелкома», но без значительного снижения, считает Кусков. Сокращение базы может продолжиться, но будет происходить на фоне роста качества услуг оператора, соглашается Бойко. По его словам, «Вымпелком» в последнее время интенсивно строил сети, а также улучшал пользовательский опыт оставшихся абонентов. В то же время цена мобильных услуг вряд ли будет значительно влиять на отток абонентов, поскольку корректировки тарифов взяты государством под достаточно жесткий контроль, отметил аналитик.

В ноябре 2022 г. Veon объявила о продаже «Вымпелкома» топ-менеджменту компании во главе с Торбаховым. Из-за этого общий долг Veon по состоянию на 31 декабря 2022 г. снизился до $7,5 млрд с $11,4 млрд по итогам III квартала 2022 г., отражено в отчетности нидерландского холдинга. Снижение общего долга в значительной степени было связано с проведением операций для готовящегося к продаже российского актива группы, а также с обесцениванием российского рубля по отношению к доллару США по итогам квартала. Это же привело к снижению уровня банковских кредитов и обязательств по аренде, выраженных в валюте.

7 февраля 2023 г. подкомиссия правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (утверждает сделки с компаниями из недружественных стран) согласовала продажу «Вымпелкома» топ-менеджменту компании. Разрешение на сделку было выдано АО «Коперник инвест 3», которое в ноябре 2022 г. зарегистрировал на себя гендиректор «Вымпелкома» Торбахов.