В России образовался избыток электросамокатов

В 2022 году дистрибуторы закупили слишком много устройств и не сумели их распродать
Евгений Разумный / Ведомости

Дистрибуторы ввезли в Россию в 2022 г. 325 000 электросамокатов на 10,9 млрд руб., подсчитали аналитики «F+ tech-Марвел». При этом продана в рознице была только половина устройств – 160 000 электросамокатов на 3,5 млрд руб.

В целом за первое полугодие 2022 г. было ввезено около 280 000 электросамокатов, следует из данных компании. Это количество сопоставимо с показателями первого полугодия 2021 г. Во втором полугодии объем ввоза устройств заметно меньше – 45 000 шт. Это объясняется тем, что электросамокаты – это сезонный товар, который активно завозится в первой половине года и реализуется в основном весной и летом, объясняет представитель «F+ tech-Марвел».

Пик продаж ожидаемо пришелся на теплое время: с апреля по август было продано 110 000 шт., но половина от общего числа ввезенных устройств по-прежнему находится на складах, подсчитали аналитики «F+ tech-Марвел». По их словам, поставщики привезли большое количество электросамокатов, не предугадав снижение спроса. «Так как товар сезонный, то со сбытом не помогли даже традиционно урожайные периоды распродаж – новогодние праздники и «черная пятница», – констатировал представитель компании.

Лидером по продажам в деньгах в 2022 г. стал китайский бренд Kugoo с долей в 22,3%. На 2-м месте расположился Segway Ninebot с долей 15,2%, также в пятерку самых продаваемых брендов вошли Hiper (9,8%), Mi (7,4%) и Midway (6,5%). Лидером рынка в штуках также оказался Kugoo с долей в 19,6%, дальше за ним следуют Hiper (13,5%), Segway Ninebot (10%), Midway (7%) и Digma (5,4%). Средняя цена проданного электросамоката в 2022 г. составила 21 900 руб., следует из данных «F+ tech-Марвел».

Продавцы электросамокатов на Wildberries подтверждают переизбыток продукции на складах, сказал «Ведомостям» представитель площадки. По его словам, это может быть вызвано тем, что в 2021 г. на пике популярности этого средства передвижения продавцы завезли их с запасом, но оптимистичные прогнозы не совпали с реалиями 2022 г. Аналитики Wildberries не отмечают снижения спроса на электросамокаты: в 2022 г. их продажи выросли на 125% год к году в денежном выражении и на 127% в штуках.

Представитель «Яндекс.Маркета» также сказал, что в 2022 г. спрос на электросамокаты оставался на высоком уровне, а в январе – феврале он был в 2 раза выше, чем за аналогичный период предыдущего года. «Ведомости» также направили запрос в Ozon.

Менеджер товарной категории в департаменте «Развлечения и гаджеты» в «М.видео-Эльдорадо» Павел Земсков отказался привести данные по динамике продаж электросамокатов, отметив лишь, что по итогам 2022 г. на них пришлось порядка 85% продаж в категории электротранспорта. Самыми популярными брендами, по его словам, оказались IconBIT, Kugoo, Hiper, Tribe, Mizar и Ninebot. Средний чек составил порядка 22 000 руб. Представитель «Ситилинка» воздержался от комментариев.

Источник «Ведомостей» в одном из ритейлеров утверждает, что динамика продаж в ритейле в 2022 г. замедлилась и на складах действительно много нераспроданного товара. По его словам, это прежде всего связано с развитием рынка кикшеринга и городской инфраструктуры.

Причина низких продаж личных самокатов заключается в растущей популярности шеринговых сервисов, соглашается с ним гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Потенциал продаж электросамокатов очень сильно снизился, потому что пользователи однозначно сделали выбор в пользу аренды», – сказал он. При этом рынок кикшеринга еще не насытился и его объем продолжит расти, считает директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман. «Люди пересаживаются на кикшеринг, потому что это выгоднее, чем покупать собственный девайс, и проще с точки зрения обслуживания, хранения и проч.», – объяснила она.

Проект «Трушеринг» прогнозировал ранее, что рынок кикшеринга в России к 2025 г. вырастет втрое к результату 2022 г. и достигнет 39,5 млрд руб. По итогам 2022 г. в парках российских операторов было 192 000 арендных электросамокатов, на которых 15,5 млн пользователей совершили 103,5 млн поездок. Выручка на один самокат составила 69 200 руб. в год («Ведомости» подробно писали об этом 17 февраля 2023 г.).

Издатель проекта «Трушеринг» Юрий Николаев считает, что низкие продажи самокатов связаны не с ростом популярности кикшеринга, а с общим падением доходов россиян. «Личные самокаты – это такой излишек, без которого вполне легко можно обойтись. Их покупали, когда у людей были хорошие доходы и уверенность в стабильном будущем, – сказал он. – Стоимость хорошего средства индивидуальной мобильности (СИМ) часто выше, чем средняя зарплата по стране».

Если в этом сезоне получится распродать запасы прошлого года, это будет большим достижением, потому что сейчас на крупные покупки потребители смотрят с большой осторожностью, считает Бурмистров. Рынок частных электросамокатов продолжит схлопываться, добавила Эрдман. Это объясняется тем, что ограничения с точки зрения мощности и максимальной скорости, которые сейчас «зашиты на программном уровне» у шеринговых самокатов, государство планирует распространить и на частные устройства, заметила Эрдман. С 1 марта 2023 г. ПДД ограничили скорость электросамокатов и других электрических СИМ 25 км/ч.

Заполненные склады будут влиять и на количество ввезенных электросамокатов в 2023 г., считают аналитики «F+ tech-Марвел». Таким образом, объем импорта в 2023 г. заметно снизится, заключил представитель компании.