14–17% абонентов крупнейших мобильных операторов стали умными пылесосами и шлагбаумами

При этом доля физлиц среди клиентов сотовых компаний снижается
Freepik

Количество сим-карт m2m или IoT у МТС, «Мегафона», «Вымпелкома» (бренд «Билайн») и Tele2 в 2022 г. выросло на 20% и превысило 35 млн шт., подсчитало агентство Telecom Daily. M2m – сокращение от machine-to-machine, т. е. взаимодействие двух устройств между собой по кабелю или беспроводной связи, IoT – internet of things, интернет вещей.

Схожую статистику приводит iKS-Consulting. По данным агентства, в сетях сотовой связи большой четверки уже около 40 млн как пользовательских, так и корпоративных умных устройств. При этом, если доля умных устройств у операторов растет, доля абонентов-физлиц у большинства снижается, отмечают аналитики.

На двух из четырех мобильных операторов приходится сразу 83% рынка m2m в штуках, говорится в исследовании Telecom Daily. «Мегафон» обслуживает 43% сим-карт m2m, МТС – 40%, «Билайн» – 14%, а Tele2 – 3%. Причем в 2022 г. разница между «Мегафоном» и МТС достигла 1 млн устройств.

По итогам 2022 г. общая абонентская база выросла только у «Мегафона». Как сообщал «Ведомостям» представитель компании, по сравнению с концом 2021 г. она увеличилась на 1,3% до 75,3 млн человек. У МТС абонентская база снизилась год к году на 0,5% до 80 млн человек, у «Билайна» – на 9,3% до 44,8 млн. У Tele2 данных по 2022 г. нет в наличии, поскольку материнская компания оператора «Ростелеком» закрыла отчетность. Но, по имеющимся сведениям, по итогам 2021 г. абонентская база Tele2 составляла 47,5 млн пользователей (с учетом виртуального оператора «Ростелеком», работающего на сети Tele2), сообщал «Ведомостям» представитель оператора.

Таким образом, по подсчетам «Ведомостей», сделанным на основе данных Telecom Daily, на сим-карты m2m/IoT в 2022 г. пришлось примерно 14% от общей абонентской базы большой четверки. По оценкам iKS-Consulting, эта доля может достигать 15–17% от всех пользователей. Сами операторы долей не раскрывают.

На темпы роста российского рынка m2m не повлияли санкционные ограничения, уход иностранных вендоров и трудности с логистикой. Так, по итогам 2022 г. этот сегмент рынка вырос почти на четверть (24%) до 11 млрд руб., говорится в исследовании Telecom Daily. Наибольшим спросом у потребителей в 2022 г. пользовались колонки с голосовыми помощниками и умные пылесосы, писали «Ведомости» в начале февраля 2023 г.

По данным Telecom Daily, на корпоративном рынке на госпроекты приходилось 13% подключений, 87% использовал бизнес. В пятерку отраслей, где m2m-соединения наиболее востребованны, вошли энергетика/ЖКХ (37%), промышленность (16%), транспорт (15%), недвижимость (13%) и торговля/ритейл (11%).

Технологические решения «Мегафона» позволили оператору в 2022 г. подключить на 25% больше сим-карт IoT, чем в 2021 г., за счет цифровизации в транспорте, ЖКХ, энергетике, сообщил его представитель. У Tele2 наблюдался рост по абонентской базе и выручке, сообщил представитель оператора. Основными потребителями m2m/IoT-услуг и решений стали банковская сфера (банкоматы), энергетика и ЖКХ (счетчики и датчики), транспорт и логистика (датчики, местоположение, удаленное управление через интернет), указал представитель телекомкомпании. В «Билайне» воздержались от комментариев. В МТС не смогли оперативно предоставить данные по запросу.

Рынок m2m – это единственный сегмент, который растет у сотовых операторов, говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. «Операторы шли на хитрости и приписывали в отчетах количество абонентов, которым раздавали сим-карты у метро и вокзалов, вручали вторую сим-карту в подарок и проч. Сейчас же абонентская база у некоторых телекомкомпаний показывает рост за счет подключения умных устройств с интернетом вещей, которых стало сильно больше в последнее время», – прокомментировал он результаты исследования.

На 20%

до 35,5 млн штук увеличилось количество сим-карт в России в 2022 г., по данным Telecom Daily

«В прежние годы заманчивым и легко реализуемым для операторов способом быстро скорректировать абонентскую базу в сторону увеличения была раздача карт в посещаемых местах – у выходов из метро или на кассах магазинов. Сейчас все более существенный вклад в увеличение числа активных сим-карт вносят умные устройства», – соглашается аналитик агентства MForum Алексей Бойко. Рынок живых пользователей уже исчерпан и перестал показывать рост числа активных подключений, а сегмент устройств активно растет, замечает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. Но он обращает внимание на то, что ARPU (average revenue per user – средняя выручка на одного пользователя) «железного пользователя» пока может быть в 10 раз ниже человеческого.

Рост может происходить за счет установки счетчиков расхода воды, газа, тепла и электричества, способных автономно собирать и передавать данные энергосбытовым компаниям, устройств дистанционного открывания ворот, управления тепловыми котлами, систем домашнего видеонаблюдения, а также за счет умных розеток и других устройств умного дома, перечисляет Бойко. Наибольшим спросом в сегменте устройств умного дома в 2022 г. пользовались колонки с голосовыми помощниками и роботы-пылесосы, рассказывал «Ведомостям» замдиректора компании «F+ tech-Марвел» Станислав Солтицкий.

В 2023 г., несмотря на кризис с комплектующими, рынок m2m в штучном выражении увеличится еще на 11% до 39,3 млн, прогнозирует Telecom Daily. Если сравнивать с концом 2019 г., то он практически удвоится. Однако в деньгах он вырастет на 9% до 11,9 млрд руб., ожидают аналитики. В 2023 г., согласно прогнозам агентства, «Мегафон» сохранит за собой 1-е место.

Рост может замедлиться из-за проблем с конечным оборудованием в ряде сегментов и нехватки специальных сим-карт для IoT, но тем не менее все равно покажет двузначные темпы роста подключений на уровне 10–15%, ожидает Савватин. Таким образом, к концу 2023 г. активных умных устройств в сетях операторов будет уже более 45 млн, допускает он. В числе наиболее перспективных направлений останутся мониторинг и управление транспортной инфраструктурой, умное ЖКХ, управление городами (включая программу «Безопасный город»), повышение энергетической эффективности, внедрение промышленного IoT, заключил Кусков.